05.11.2008 02:00
    Поделиться

    Дискуссия: от чего зависит мода на исторические акценты и персонажи

    Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт", директор Института общественного проектирования:

    - Соцзаказ на День народного единства 4 ноября? Думаю, был. Еще совсем недавно вся сетка праздников была советской. За исключением Рождества, которое стало официальным праздником в 90-е годы прошлого века. Но страна существует не 80 лет. И в России очень много хороших праздников помимо советских. Нужно было приблизить к современности историю страны. С другой стороны, Октябрь, несомненно, событие огромного исторического масштаба. Однако у нас нет относительно него даже подобия консенсуса. Говорят, французы празднуют День взятия Бастилии. Но во Франции общество пришло к согласию. Мы же пока не переварили советскую эпоху, чтобы надлежащим образом вставить ее в свою историю. Дискуссии "про советское" носят у нас не исторический, а скорее политический характер. Взять, скажем, фигуры Сталина или Ленина. Мы по-прежнему не относимся к ним как к персонам из прошлого. Вокруг вождей возникают политические столкновения. Поэтому 7 ноября - праздник не очень уместный. Тем более что страна отказалась от коммунизма почти 20 лет назад.

    Если говорить об идеях, рожденных 4 ноября и важных для современной России, я бы сделал гражданский акцент. Освобождение страны от иностранных захватчиков не было организовано государством - его тогда фактически и не было. Россия находилась в состоянии хаоса, гражданской войны, агрессии всяких оборванцев, организованной поляками. Важно, что смута была преодолена самим обществом. Праздник этот является символом самоорганизации людей, для которых важна собственная родина. Разве это не актуально? Ведь несмотря на то что уже очень много времени прошло со времен краха Советского Союза, мы до сих пор не самоорганизовались.

    Чтобы новый праздник стал символом, каким был Октябрь, требуется время и большие бюджеты. Единственный фильм на тему смуты "1612" - не самый большой успех кинематографа. Вряд ли он будет работать на идею так, как, скажем, "Октябрь" Эйзенштейна. Толпы пролетариев и солдат бегут через Дворцовую площадь, висят на воротах. Эти кадры знают все, многие даже думают, что смотрят хронику. Но это специальным образом снятая имитация тех событий. Толком не понятно, был ли залп "Авроры", но все помнят о нем, как будто сами слышали. Вот что значит серьезная пропагандистская художественная работа. И она позволила сделать праздник 7 ноября очень важной и мощной точкой в ритме жизни людей.

    У нас короткая историческая память, и это одна из причин, почему наше общество не сильно. У России очень долгая история, но девять из десяти наших сограждан едва ли смогут пересказать ее хотя бы в основных пунктах. Смутное время вспомнят с трудом. Скорее назовут Ивана Грозного, потому что это та фигура, на раскрутку которой было потрачено много сил в сталинские времена. Или Александр Невский считался очень важной фигурой в деле воспитания патриотизма, потому что было принято концептуальное решение установить связь времен: советского строя с российской дореволюционной историей. В общем, те исторические персонажи, которые сейчас крепко сидят в памяти большинства граждан страны, воссозданы в медиапространстве советского времени.

    Новый праздник народы не поссорит. Ну, не обижаются же немцы на то, что мы празднуем День Победы. А поляки были такими же агрессорами.

    против

    Иван Мельников, заместитель председателя Госдумы ФС РФ, доктор исторических наук:

    - Октябрь не подвержен требованиям моды. Время показывает, что праздник этот уникальный. Он имеет, во-первых, всемирное, а во-вторых, человеческое значение. Всемирное, а не просто историческое. Человеческое, а не просто политическое. 7 ноября началась иная жизнь, иная эпоха. Революция дала России и всему миру не только новое государство и не только новую политику. Сначала она дала, может быть, самое важное - новое отношение к человеку. Отношение к каждому рожденному человеку как к личности, имеющей право на достойную жизнь наравне со всеми.

    Вспомните, с чего началось. В 1905 году в Петербурге рабочие пошли к царю с петицией, хотели "искать правды и защиты". Просили мер против "гнета капитала над трудом". Завершали словами: "Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу". Дело закончилось расстрелом. Так что, когда навязывается, будто к власти пришли дикари, а чудесные благородные белые офицеры страдали за Родину, - это сказка. Не было ничего подобного. Проблема тотальной несправедливости по отношению к тем, кто трудился, закономерно вырвалась наружу. Была борьба между теми, кто "устал терпеть", с теми, "кто боялся потерять то, что имеет". Тех, кто устал терпеть, было гораздо больше, и они одержали победу. Это был пик, который перевернул представления всего мира о правах рабочих и крестьян. После этого большинство стран как минимум скорректировали социальную политику.

    И сегодня невозможно отменить высокие ориентиры справедливости, которые поставила перед всем миром и перед всеми будущими поколениями власть советского народа. Как невозможно отменить высокие идеалы, к которым стремилась советская власть. Да, были ошибки. Мы уже привыкли, что все склоняют "тоталитарный режим", "репрессии" и так далее. Но не это сущность того, что строили. Это печать времени, эти явления были свойственны той эпохе, состоянию общества и пониманию власти. Но не тем целям и задачам, которые ставились советской властью. И потому этот день с годами не будет терять актуальность и будет вызывать ассоциацию прогресса.

    Интересно заметить, что из года в год не снижается количество людей, празднующих 7 ноября. И если в 90-е годы была сильна память и ностальгия, это был своеобразный "день СССР", то в нынешние времена появилась рациональная мотивация. Люди воспринимают этот день как день отстаивания своих прав наравне с 1 мая. В этом году второе дыхание празднику придаст и то глобальное разочарование, которое несет финансовый кризис либеральной экономики во всем мире. Наши граждане задумываются о жизни не меньше тех же немцев, где, как известно, в три раза подскочили продажи "Капитала" Карла Маркса. Британская "Гардиан" даже приводит цитату министра финансов Германии Штайнбрюка, что "некоторые части теории Маркса не так уж плохи".

    На мой взгляд, 4 ноября - событие героическое, патриотическое, но - историческое. А 7 ноября свершилась революция мировоззренческая, люди из самых низов получили реальную надежду выбраться наверх, получить хорошее образование. Ну, скажите положа руку на сердце: много было до революции врачей или ученых, вышедших из беднейшего крестьянства? Многие ли дети бедняков могли учиться в гимназии, чтобы потом поступить в университет? Советский же строй сделал эти возможности практически равными.

    Подготовила Елена Новоселова

    Поделиться