30.10.2008 04:58
    Поделиться

    Салтанат Бахтикиреева: Пройдет время, и мы разделимся на бедных пенсионеров и богатых

    С 1 октября в Пенсионный фонд РФ начали поступать заявления граждан на софинансирование накопительной части пенсии. Закон, который в народе называют "тысяча на тысячу", предоставляет возможность сравнительно быстро накопить приличную сумму. Однако сомнений и вопросов он до сих пор вызывает немало - и у будущих пенсионеров, и у специалистов.

    Что изменилось в деятельности ПФР и негосударственных пенсионных фондов и как к новой инициативе государства относятся уральцы, мы обсудили с экспертами "РГ" - заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ в Свердловской области Салтанат Бахтикиреевой и вице-президентом НПФ "Уралвагонзаводский" Михаилом Федотовым.

    Российская газета: То, что новая система выгодна гражданам, очевидно. А какова цель государства?

    Салтанат Бахтикиреева: Больше десяти лет назад мы начали внедрять индивидуально-персонифи­цированный учет. Теперь у граждан есть возможность контролировать состояние своих счетов. Однако формированием пенсий по-прежнему занимаются главным образом работодатели. Новый закон заставит каждого осознать, что пенсия - это продукт коллективной ответственности.

    Михаил Федотов: Когда за тебя платит предприятие, свой рубль можно и не откладывать. Только совместными действиями - государства, НПФ и гражданина - можно обеспечить достойный уровень будущей пенсии.

    РГ: Региональное отделение Пенсионного фонда России готово принимать заявления на софинансирование пенсий?

    Бахтикиреева: Прием заявлений уже идет во всех 56 отделениях ПФР в Свердловской области. Кроме того, в 2008 году создан 41 трансфер-агентский центр. Они пока не заработали в полную силу, но мы ожидаем, что центры в будущем станут основными точками приема заявлений.

    РГ: Сколько жителей региона уже выразили намерение принять участие в программе?

    Бахтикиреева: Участниками программы пожелали стать 2415 человек.

    РГ: Не много. Неужели инициатива государства встретила неприятие граждан?

    Бахтикиреева: Проблемы возникают со стороны бухгалтеров: их негативная реакция вполне предсказуема, ведь принимать от сотрудников заявления и отправлять в ПФР - для них дополнительная нагрузка. Тем более, что закон предусматривает возможность перечислять дополнительные взносы не через работодателя, а лично. Вот, мол, пусть каждый за себя и платит. Мы заключили соглашения об электронном документообороте со всеми крупными организациями, в штате которых более ста работников. ПФР выдал техзадание фирмам, разрабатывающим бухгалтерские программные продукты, чтобы требования законодательства были учтены в новых версиях. Система ни у кого не должна вызывать "изжогу".

    Что касается самих граждан, многие из них откладывают решение до того момента, когда государство примет вторую часть нормативных документов. Законодательно решены вопросы о дополнительных страховых взносах, господдержке, возможности выплат работодателями, но нет формулы расчета пенсии. Пока мы никому не можем точно сказать, с какого времени можно будет реализовать право на пенсионное обеспечение в старости. А неопределенные ответы население не устраивают. Кроме того, взносы, уплаченные в пенсионную систему, не во всех случаях  сохраняют природу личной собственности.

    РГ: Одним из горячо обсуждаемых аспектов пенсионной реформы был вопрос наследования. Как известно, в этом плане тоже произошли кардинальные перемены…

    Бахтикиреева: Если человек уходит из жизни до получения первой пенсионной выплаты, средства достанутся его наследникам. С прошлого года выплаты средств пенсионных накоплений производятся "живыми" деньгами. Средства наследуются только в том случае, если человек ушел из жизни до наступления пенсионного возраста. Обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений нужно в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Иначе восстанавливать право наследования придется в судебном порядке.

    РГ: Мы не впервые обсуждаем вопрос пенсионной реформы и всякий раз говорим о том, что граждане пассивны и мало осведомлены о своих возможностях. Меняется ли ситуация?

    Федотов: Для получения результата необходимо с каждым человеком побеседовать, заставить его задуматься о том, что он уже участвует в системе государственного пенсионного страхования, только пассивно. Поговорить есть о чем: кроме стандартных предложений негосударственных пенсионных фондов в последнее время появился целый набор программ, разнообразных вариантов. Отношение граждан тоже меняется. Во всяком случае с теми, кому 25-35 лет, разговаривать легче.

    Бахтикиреева: Личный контакт действительно необходим. Мне представитель НПФ вручил готовый договор, который оставалось только подписать. Если бы не предложили сразу перейти к действию, возможно, я бы еще долго собиралась заключить договор. Что же говорить о тех, кто еще не разобрался в теме?

    РГ: И все же в подобных законах многие склонны искать подвох: отвыкли мы получать подарки от государства…

    Федотов: Когда в России создавались негосударственные пенсионные фонды, у многих были сомнения и подозрения. Решая, стоит ли участвовать в программе софинансирования, необходимо учесть, что государство впервые оказывает гражданам поддержку в таком объеме. Средства на нее заложены в госбюджет, в планы на десять лет. Пенсионная система в России активно меняется в пользу человека. Да, инструменты пока не до конца всем понятны и не дают возможности просчитать, какую конкретную сумму я получу через десять лет на вложенный рубль. Но тем не менее, что-то будет накоплено. Еще ни один пенсионер не отказался от дополнительного рубля.

    Бахтикиреева: Понятно, что молодые люди не хотят думать о пенсии. Они стремятся тратить, а не копить. Система софинансирования добровольная. Но пройдет время, и мы разделимся на богатых пенсионеров и бедных. На тех, кто мог оторвать от себя некую сумму в месяц и отложил на свою старость, и тех, кто не нашел такой возможности.

    РГ: Реформа идет не настолько давно, чтобы появилось поколение новых пенсионеров - тех, кто планомерно "копит на старость"…

    Федотов: Давайте вспомним, что негосударственные пенсионные фонды платят пенсию уже около десяти лет.

    РГ: И каков размер этих выплат?

    Федотов: Индивидуальный - от 50 рублей в месяц до 15 тысяч. Чаще всего выплата составляет от одной до двух тысяч. Пенсионных программ существует немало, в том числе корпоративных. Но пока это явление не носит массового характера.

    Бахтикиреева: Есть люди, которые, получая, помимо зарплаты, так называемые несистематические единовременные выплаты, эту "подушку" не тратят, а кладут на счет в НПФ. Им спокойнее живется, когда есть запас. И в первую очередь именно они интересуются пенсионными программами.

    РГ: Реформирование пенсионной системы невозможно без активного участия бизнеса. Пенсионный фонд РФ заявил, что будет отмечать сертификатами социальной ответственности предприятия, софинансирующие пенсионные накопления своих работников. Есть ли такие в Свердловской области?

    Бахтикиреева: Социальная ответственность бизнеса проявляется прежде всего в том, какую зарплату получают работники - белую или серую. Но и работодатели, которые платят белую зарплату, делятся на тех, кто регулярно пополняет пенсионные счета сотрудников, и тех, у кого огромные долги перед ПФР. В Свердловской области доля граждан, активно распорядившихся накопительной частью пенсии, около 19 процентов - в полтора раза выше, чем в среднем по России.

    На Среднем Урале становится все меньше "молчунов", потому что многие работодатели стимулируют сотрудников участвовать в пенсионных программах НПФ.

    Федотов: Пенсионные программы становятся частью внутренней политики компаний, что отражается в коллективных договорах, а иногда и в трудовых контрактах. На предприятиях нередко создаются специальные отделы, которые информируют работников о существовании корпоративной пенсионной программы, вариантах участия в ней. Таких компаний становится все больше, причем речь идет не только о крупном, но и о среднем бизнесе.

    РГ: На какие показатели нужно ориентироваться, чтобы правильно выбрать пенсионный фонд?

    Федотов: Думаю, важна не столько высокая текущая доходность НПФ, сколько ваше собственное желание принять активное участие в формировании пенсионных накоплений. Ситуация финансового кризиса временная, а пенсионные накопления - долгосрочные. За тридцать лет до выхода на пенсию произойдет немало перемен.

    Бахтикиреева: Самое главное, нужно уметь грамотно пользоваться пенсионными продуктами. Мы все понимаем, что такое страхование жизни, ОСАГО, КАСКО. Вот и словосочетания "пенсионные накопления", "пенсионное страхование", "негосударственное пенсионное обеспечение" тоже должны наполниться смыслом. Как будущий пенсионер, я буду выбирать НПФ не с самой высокой доходностью, а с "человеческим лицом": где к клиенту относятся внимательно, где можно в любой момент получить интересующую информацию и проконтролировать состояние счета.

    Поделиться