30.10.2008 00:00
    Поделиться

    Как защитить союзный рынок грузовой техники от финансового кризиса

    Вслед за ведущими европейскими автомобильными брендами, специализирующимися на выпуске грузовиков, последствия мирового финансового кризиса ощутили отечественные предприятия. Некоторые заявили о временной приостановке конвейеров - пока не прояснится ситуация у основных потребителей продукции. Очень серьезно отнеслись к пришедшему извне экономическому вызову и на Минском автозаводе. Хотя у предприятия сформирован солидный портфель заказов на нынешний год и менеджеры работают над его пополнением, здесь делается многое, чтобы активизировать продажи на российском рынке. В первую очередь речь идет о повышении конкурентоспособности условий, на которых реализуется техника.

    В частности, покупая грузовики МАЗ, теперь можно рассчитаться через месяц-полтора после их получения. Не менее важно, что Минский автозавод совместно с Белвнешэкономбанком решили до конца нынешнего года вложить 10 миллионов долларов в развитие лизинговых схем продажи белорусской техники: эти средства будут предоставлены предприятию в Москве, реализующему по лизингу минские автомобили.

    На аналогичных условиях минскую технику можно приобрести и непосредственно в Беларуси. Причем не только грузовики, но и погрузчики, разнообразные фургоны. Можно порадоваться за оперативность принятых МАЗом мер. Но во многом их результативность зависит от того, как скоро пойдут на соответствующие шаги его партнеры по союзной программе развития дизельного автомобилестроения - а это десятки белорусских и российских предприятий. Ведь недавний опыт свидетельствует: объединение усилий позволяет преодолеть кризис намного быстрее и эффективнее. Как это было после распада СССР, когда для возрождения многолетних деловых связей, обрыв которых грозил банкротством ведущим предприятиям отрасли, из бюджета Союзного государства поступили солидные финансовые средства.

    К слову, с тех пор благодаря этой целенаправленной поддержке в Беларуси и России разработаны и серийно производятся десятки моделей двигателей и автомобилей, соответствующих международным экологическим требованиям Евро-3, на подходе - техника стандарта Евро-4. Во все это вложено около миллиарда российских рублей только из союзного бюджета, не считая собственных средств предприятий. Ставить этот капитал под угрозу было бы чрезвычайно опрометчиво. Куда логичнее срочно предпринять необходимые скоординированные меры для его сохранения.

    Предпосылки успешного преодоления кризиса налицо. Президент России Дмитрий Медведев призвал обеспечить стабильное развитие жилищного рынка в России. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Верховец недавно подтвердил, что сокращения автотранспортного транзита через страну не произошло. Обе эти отрасли - крупнейшие потребители грузовой автомобильной техники. Не жалуются на трудности со сбытом и смежники - Минский тракторный, Белорусский автомобильный заводы. В свое время Беларусь сумела избежать наплыва спекулятивного капитала, отдав предпочтение развитию реального сектора экономики, и сейчас не страдает от его оттока. Развитию реального производства содействуют и союзные программы.