27.10.2008 01:00
    Поделиться

    ЦИК объяснил, почему КПРФ проиграла на выборах в Кемерово

    12 октября 2008 года в России прошла широкомасштабная избирательная кампания, всего прошло более шести тысяч выборов.

    В этих выборах принимали участие - выдвигали кандидатов, списки кандидатов, политические партии, в том числе достаточно активно, - партии, представленные в Госдуме. Об особенностях этой кампании, в том числе в Кемерово, "РГ" рассказала член Центризбиркома Майя Гришина.

    Российская газета: Майя Владимировна, почему, по вашему мнению, одна из этих партий - КПРФ - столь значительное внимание уделила критике избирательной кампании по выборам в Кемеровский областной Совет народных депутатов?

    Майя Гришина: Действительно, выборов было достаточно много, но выборы в региональные парламенты проходили только в пяти субъектах Российской Федерации. В Кемеровской области списку КПРФ не удалось получить голосов достаточно для того, чтобы быть представленными в совете, создать партийную фракцию.

    Напомню, что всего между партийными списками распределялось 18 мандатов. "Единая Россия" получила 17 мандатов, а "Справедливая Россия" - 1 мандат (см. таблицу). С учетом результатов выборов по одномандатным округам, где все 18 мандатов получили кандидаты, выдвинутые "Единой Россией", в Кемеровском облсовете представлены две политические партии.

    Партия, которая не получила представительства в региональном парламенте, всего вероятней, не может быть довольна своим результатом. Как показывает практика, выхода у нее два: признать результат выборов и учесть в своей дальнейшей работе те, может быть, стратегические, может быть, тактические промахи, не позволившие ей добиться желаемого результата, либо не признавать результатов выборов и критиковать их. Если основания для непризнания носят весомую основу, то закон предусматривает возможность обжалования и отмены результатов выборов. Если же правовых аргументов нет, то в ход вступает риторика и рассуждения около фактов.

    РГ: Действительно, результат в Кемерове для КПРФ неутешительный. В чем же причина такого результата, ведь если судить, например, по результатам прошедших федеральных выборов в Госдуму, то 11,57 процента избирателей России поддерживают КПРФ. Неужели правы те, кто говорит о фальсификации выборов в регионе, о вбросах избирательных бюллетеней и т.п.?

    Гришина: Причины, по которым в Кузбассе избиратели не поддерживают в большинстве своем некоторые партии, могут назвать вам социологи. Думаю, что всем партиям, в том числе претендующим на звание оппозиции, нелишне было бы при формировании своих предвыборных программ опираться на социологические исследования. Кстати, в порядке деятельности органов власти и местного самоуправления Кемеровской области - проведение соцопросов и выработка на их основе приоритетных направлений развития региона, адресной социальной помощи. Также отмечу, что и на федеральных выборах результат партии в области (7,18) был ниже среднероссийского. Явка же избирателей на региональных выборах, напротив, снизилась по сравнению с выборами в Госдуму почти на 10 процентов (с 78,10% до 68,46%). Возможно, кто-то из избирателей, готовых голосовать за эту партию, на сей раз в выборах решил не участвовать? Еще раз подчеркну: вопрос к социологам.

    В ходе подготовки и проведения выборов в Кемеровский облсовет я дважды была в Кемеровской области, проехав ее с севера (Мариинск) почти до юга (Новокузнецк), побывав в избирательных комиссиях разного уровня: городских, территориальных, окружных, участковых, общалась с муниципальным и областным руководством, организаторами выборов, которые являются такими же рядовыми жителями Кузбасса. И везде видела ответственное отношение к работе, уверенность, что то, каким будет завтрашний день, зависит от каждого. Кемеровская область - самый густонаселенный регион Сибири, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством, полностью обеспечивающим область продовольствием. Многое делается для социального развития региона. Бюджет области бездефицитен. Согласитесь, не очень-то благодатная почва для протестных настроений?

    Отвечая на ваш вопрос о фальсификациях, отмечу, что оснований для того, чтобы усомниться в результатах выборов, правильности подсчета голосов избирателей, нет. Организаторы выборов были хорошо подготовлены к подсчету голосов, действовали в строгом соответствии с законом.

    Практически на всех участках были наблюдатели, в том числе на многих участках - от оппозиционных партий. Отмечу, что законом Кемеровской области право назначать наблюдателей предоставлено также общественным объединениям, не являющимся политическими партиями - такая гарантия гласности избирательного процесса предусмотрена далеко не во всех регионах. Более того, одной из партий была организована акция "Альтернативная система контроля "КУЗБАСС". Так, например, на сайте Новосибирского отделения этой партии наблюдатель от партии, набрав только ему известный пароль, мог ввести данные с официально полученной им копии протокола участковой комиссии об итогах голосования. Проведенное мной выборочное сравнение данных, введенных наблюдателями, с официальными данными показывает их практически полную тождественность. Анализ данных этого сайта также позволяет судить о том, насколько плотно были "закрыты" участки соответствующими наблюдателями: Центральный район г. Кемерово - на 83,9 процента, Рудничный район г. Прокопьевска - на 76,9 процента.

    Если у участника кампании есть претензии к законности проведения выборов, то он может подать в региональный избирком жалобу, который вправе высказать аргументы в пользу признания выборов недействительными. Как говорит закон, это могут быть данные о нарушениях в день голосования и при подсчете голосов избирателей. Так, например, региональное отделение одной из партий в Иркутске таким правом воспользовалось. В Кемеровской же области такой жалобы подано не было. Не хватило организованности в работе? Маловероятно, ведь в контроле за проведением выборов участвовали не только члены регионального отделения, но и их коллеги из Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, несколько депутатов Госдумы из партийной фракции, корреспонденты газеты "Правда", член ЦИК России с правом совещательного голоса.

    РГ: Кстати, о наблюдателях. По сведениям газеты "КоммерсантЪ" (17 октября 2008 года), КПРФ заявляет о недопуске наблюдателей на участки. И в том числе упоминается город Ленинск-Кузнецкий. Может быть, прольете свет на данную историю?

    Гришина: Случай с наблюдателями в Ленинске-Кузнецком серьезно встревожил организаторов выборов не только в Кемеровской области, но и здесь, в ЦИКе. По сути сложилась такая ситуация, когда наблюдатели от партии были назначены местным отделением, однако руководство регионального отделения заявило, что местное отделение лишено права назначать наблюдателей. Учитывая, что право местных отделений назначать наблюдателей закреплено в уставе партии, региональному отделению процедурно непросто оформить изъятие из этого права. Кроме того, региональное отделение по уставу также может назначать наблюдателей, что и было сделано. Как известно, закон прямо указывает на право партии назначать несколько наблюдателей, вот только одновременно осуществлять наблюдение они не вправе. Если наблюдатели действуют в единой команде, то они бесконфликтно сменяют друг друга. А что получается, если один наблюдатель не хочет уходить, а другой прямо-таки изо всех сил хочет его сменить? Склока вокруг участка! Вот так и получилось в Ленинске-Кузнецком. В целом комиссии, в том числе и Кемеровский избирком, разобрались в ситуации и обеспечили соблюдение требований закона. Однако надо сказать, чтобы разобраться, потребовалось некоторое время и изучение устава соответствующей партии. В настоящее время спор по существу должен быть рассмотрен в суде, куда обратилось региональное отделение партии.

    Мы в Центризбиркоме России со своей стороны обязательно внимательно изучим данный факт с учетом позиции суда, поскольку не исключаем, что появилась очередная "избирательная технология".

    РГ: А еще в прессе указывается, что председатель Кемеровского избиркома буквально завалил жалобами по фактам деятельности КПРФ Госдуму, прокуратуру. Неужели действительно есть основания для таких жалоб?

    Гришина: По имеющимся у меня сведениям, по результатам прошедших выборов облизбирком в указанные инстанции не обращался. Центральную избирательную комиссию председатель комиссии С.Н. Реутов действительно информирует о ходе и результатах выборов, об обнаруженных нарушениях закона и принятых мерах. Информируются соответствующие правоохранительные органы о фактах правонарушений. Так, например, в г. Прокопьевске на участке N 864 был обнаружен факт вброса избирательных бюллетеней гражданином, не являющимся избирателем данного участка. Сотруднику милиции удалось частично предотвратить вброс и изъять "бюллетени" (это оказались ксерокопии бюллетеней, т.е. по терминологии закона - бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются). 5 таких "бюллетеней" были обнаружены при подсчете и в ящике для голосовании. Понятно, что на процедуру подсчета голосов этот факт влияния не имел. Вместе с тем все необходимые материалы направлены в следственный комитет при прокуратуре города.

    Факты, подобные этому, в целом опыт проведения выборов всех регионов мы внимательно изучаем, с тем чтобы обеспечивать организацию выборов в точном соответствии с законом на всей территории Российской Федерации.

    Поделиться