24.10.2008 04:00
    Поделиться

    Доля отечественных лекарств для льготников продолжает сокращаться

    Доля отечественных лекарств, закупаемых за бюджетные деньги для обеспечения льготников по федеральной программе, продолжает сокращаться. Это означает, что миллиарды рублей, которые могли бы пойти на развитие фармпроизводств у нас дома, уходят за рубеж.

    Об этом шла речь на "круглом столе", организованном Ассоциацией российских фармпроизводителей (АРФП) в рамках международной выставки "Аптека-2008".

    Когда в 2005 году стартовала программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО), преследовались по меньшей мере две цели: во-первых, дать возможность определенным категориям пациентов лечиться современными эффективными лекарствами, зачастую недоступными им из-за высокой цены. И во-вторых, обеспечив стабильные госзакупки для отечественных фармацевтических заводов, развивать собственное производство лекарств.

    Прошло три года, и стало ясно: в полной мере пока не получается ни то, ни другое. На то, чтобы закупать для льготников все необходимое без каких бы то ни было ограничений, по большому счету, не хватит никакого бюджета. При этом на государственном уровне приходится постоянно решать довольно сложные задачи: каким препаратам отдавать предпочтение - наиболее дорогим оригинальным, более доступным, но вполне эффективным бренд-дженерикам (аналогам оригинальных препаратов, которым производители дают собственную торговую марку и тем самым отвечают за их качество) или менее надежным, но и наиболее дешевым копиям, выпускаемым под названием действующего вещества. Ведь надо, с одной стороны, укладываться в бюджет, а с другой - лечить людей, и лечить как можно лучше.

    Что касается второй задачи - развития собственного производства, и тут пока больше проблем, чем реальных сдвигов. Доля российских препаратов, закупаемых по программе ДЛО, в 2005 году в денежном выражении составляла 18-20 процентов, в 2007 - 7-9 процентов, в первом полугодии нынешнего - 5 процентов (данные международной аналитической компании ISM). Аналитики DSM Group более оптимистичны: да, в денежном выражении доля "наших" действительно не превышает 7 процентов, но в "натуре" (количество реализованных упаковок) в первом полугодии 2008 года отечественные препараты все же обошли импорт, составив 55 процентов продаж (см. диаграмму). Заметим, в 2007 году картина была прямо пртивоположная.

    Тем не менее в АРФП однозначно считают, что пока отечественные лекарства не в состоянии успешно конкурировать с готовыми импортными, завозимыми в Россию. Даже несмотря на то, что, как правило, производимые у нас лекарственные средства значительно (иногда в разы) дешевле импортных, и врачи, и пациенты, если позволяют финансы, предпочитают привозные медикаменты.

    - Устоявшиеся стереотипы о том, что препараты российских производителей недостаточно качественные, пора пересматривать, - заявил руководитель одного из отечественных фарм-предприятий Дмитрий Голуб. - У нас появились производства, обеспечивающие качество, эффективность и безопасность выпускаемых лекарственных средств на уровне мировых стандартов.

    В качестве примера он привел данные о сравнительных испытаниях одного из препаратов для лечения тяжелых анемий. Эффективность "нашего" и произведенного крупнейшей европейской фармкомпанией лекарства, согласно результатам исследований, оказалась примерно на одном уровне. При этом отечественное лекарство втрое дешевле. Однако в госзакупках этого препарата практически 99 процентов средств были потрачены все же на импорт.

    Коллегу поддержал глава АРФП Виктор Дмитриев. По его словам, российские предприятия (в ассоциации их предпочитают называть "локальными", имея в виду, что вне зависимости от формы капитала, предприятие работает на территории России) способны наладить производство 80-85 процентов лекарств из "льготного" перечня.

    И если бы государство посодействовало замещению импорта отечественными аналогами при госзакупках (это не только программа ДЛО, но и обеспечение стационаров), реально было бы сэкономить до 30 процентов бюджетных трат.

    Пока же, считают в АРФП, существующий порядок проведения аукционов больше ориентирован на зарубежных поставщиков. Например, при составлении конкурсной документации в регионах нередко указываются дополнительные параметры по закупаемым лекарствам, которые заведомо ориентированы на конкретного производителя и "отсекают" всех прочих. "Такие "ошибки" делаются сознательно, - считает Виктор Дмитриев. - А если учесть, что региональные аукционы по программе ДЛО проводятся второй год, и все прошлогодние "уловки" можно обнаружить и в предконкурсной документации этого года, можно сделать вывод, что такое поведение организаторов закупок остается безнаказанным". По его мнению, в результате условия конкуренции на аукционах, которые должны бы обеспечивать при лекарственных закупках соотношение цена-качество, не соблюдаются.

    Присутствовавшая на "круглом столе" замруководителя Росздравнадзора Елена Тельнова согласилась, что нарушения действительно есть, и "простыми призывами тут не обойдешься".

    Впрочем, в федеральной службе всегда подчеркивали, что приоритетом в регулировании лекарственного рынка должны оставаться прежде всего интересы пациента. Не важно "чьи" таблетки он будет принимать, отечественные или импортные, важно, чтобы весь спектр лекарств был ему доступен, и чтобы по каждой группе препаратов имелась "линейка" аналогов - от доступных старых до "свежих" разработок.

    В Росздравнадзоре работают над совершенствованием системы контроля за качеством лекарственных средств - как ввозимых, так и производящихся в России. Нашим фармкомпаниям в большинстве еще только предстоит перестроить производство в соответствии с международными стандартами (GMP). К слову, исполнение новых, более высоких требований к качеству и более строгий контроль за технологическим процессом потребуют серьезных затрат. А это значит, что отечественные лекарства станут дороже и могут лишиться основного "козыря", на который ссылаются сегодня, конкурируя с импортными аналогами.

    Поделиться