23.10.2008 08:00
    Поделиться

    После вмешательства ФАС топливные компании России снизили цены на бензин

    Мировой финансовый кризис отразился и на мировом рынке нефти. Между тем внутренний российский рынок как будто живет по каким-то собственным законам.

    Хотя буквально вчера производители убеждали нас, что цены на авиатопливо напрямую зависят от мировых цен. Почему же эта логика не просматривается в сегодняшней ситуации? Об этом шла речь на "Деловом завтраке" в "Российской газете" с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.

    В США бензин дешевле

    Российская газета: Игорь Юрьевич, в Америке, да и других странах вслед за падением цен на нефть упали цены на бензин. У нас же с августа стоят на месте. Почему?

    Игорь Артемьев: Совершенно верно. Несколько дней назад цены на аналогичные виды топлива в Соединенных Штатах были на рубль дешевле, чем в России, если взять в нашей транскрипции.

    Мы, естественно, занимались и занимаемся этим делом. У нас была одна проблема. Летом прошлого года железной дороге удалось получить решение Высшего арбитражного суда, согласно которому антимонопольный орган не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения. И у нас по железной дороге, по нефтянке пошли отказные дела в судах, потому что Высший арбитражный суд - это основная методическая организация для всех судов.

    Мы почти восемь месяцев занимались подготовкой решения пленума Высшего арбитражного суда, который в 23 позициях все расставил по своим местам, укрепив тем самым антимонопольное законодательство. Считайте, что был принят новый закон. Это случилось 30 июня 2008 года. Теперь вся судебная практика восстановлена, нарушители не уходят от ответственности.

    Сейчас возбуждено уже около 30 дел за необоснованное повышение цен на топливо. Справедливая цена - это мировые цены минус таможенная пошлина. Но наши производители превысили этот порог, установив монопольно высокие цены.

    По двум нефтяным компаниям уже вынесены решения и готовятся еще по двум. Но сейчас возникает следующий вопрос: мировая цена упала до 73 долларов за баррель - почти в два раза, где падение цен на внутреннем рынке? Его нет. Вы знаете, что мы сейчас направили нефтяным компаниям уведомления, предостережения. Они должны на это реагировать.

    Конечно, они будут говорить про финансовый кризис, что все плохо, они грохнутся, будет ужасно. Но мы же не можем не выполнять нашу работу. Мы будем ставить вопрос о возбуждении дел не за тот период, когда цены прыгнули, а уже за новый - за неснижение цен. Во-первых, осень идет в зиму, и должен быть сезонный спад, во-вторых, на рынках цена упала. То есть мы это не оставим без внимания.

    РГ: Какова монопольная составляющая в цене на бензин?

    Артемьев: Трудно сказать. Думаю, минимум рубля полтора-два за литр. Это на заправке.

    РГ: А для керосина?

    Артемьев: Для керосина - немного меньше.

    РГ: То есть это не отразилось бы на цене авиабилетов?

    Артемьев: Серьезно - нет. Стоимость авиационного керосина в цене билета - 30-40 процентов, снижение даже на 10 процентов из этой доли не будет особо заметно.

    Где биржа?

    РГ: Попытки организовать биржу нефтепродуктов, чтобы она была регулятором цен, пока не дали результата. На ваш взгляд, какое развитие здесь ожидается, оправдается ли надежда в ближайшем будущем?

    Артемьев: Уже много лет идет разговор о бирже. Увы, нам продемонстрировали свои лоббистские возможности и сами нефтяные компании, и чиновники, которые с ними связаны. Только когда хорошо взялся за это дело Игорь Сечин, тогда испугались немного и стали что-то делать. Я надеюсь, что сейчас как раз такие возможности будут реализованы. У нас есть предложения, как это все организовать. Очень важно, чтобы биржа, наоборот, не подняла внутренние цены. Нужно торговать прежде всего экспортными контрактами.

    Второе: для госзаказчиков можно создавать закрытые торговые секции, чтобы туда не проникали нерезиденты. Нужно, чтобы было предложение, чтобы все компании "большой пятерки" выставляли пропорционально своей доле на рынке все виды нефтепродуктов на эту биржу. Должно быть выстроено и налогообложение для экономического стимулирования...

    Пока же в целом система остается дремучей, специально запутанной, она работает не на потребителя, а в интересах самих нефтяных компаний, их обогащения.

    РГ: Недавно вы называли цифру - 72 процента мазута совершенно законно уходит за рубеж. При этом свои потребности, в том числе для отопительного сезона, остаются незакрытыми. В чем тут проблема?

    Артемьев: Суть очень проста. Если взять таможенную пошлину на нефть за единицу, то таможенная пошлина на мазут - 0,35. В этом случае компаниям в два раза выгоднее вывозить его за рубеж, нежели продавать в России. Что мы и наблюдаем. ФАС уже четвертый год кричит: установите соответствующую пошлину на мазут в размере 0,7-0,8 для темных нефтепродуктов. Хотя бы на сезон, на весенний и на осенний период. Тогда для вывоза мазута за рубеж и сохранения в стране будут по крайней мере равные стимулы.

    Но нас не слышат. На 1 сентября 72 процента мазута было вывезено. И цена на внутреннем рынке тут же выросла в два раза. Это тогда, когда нужно загружать все хранилища мазутом как резервным топливом. В этой ситуации кричать "фас" уже бесполезно.

    То же самое с дизтопливом. На 1 сентября 53 процента вывезли. Когда вывезли? Когда уборочная идет! Это же полное безобразие. Там таможенная пошлина - 0,5. Иными словами, если установим разумные пошлины, не будет вывоза топлива за рубеж в таких количествах, сделаем эту модель финансово устойчивой для страны, наполним реальным предложением внутренний рынок, и цены не будут расти, они будут даже падать.

    Федеральная антимонопольная служба

    Адрес: 123995, Москва, Д-242, ГСП-5, ул. Садовая Кудринская, 11.
    Телефон: (499) 795-76-53.
    Интернет-сайт:
    www.fas.gov.ru

    литр станет дешевле на рубль

    После вмешательства ФАС несколько топливных компаний уже объявили о решении снизить цены на авиакеросин и бензин.

    Широкий жест был сделан после того, как ФАС направила семи ведущим производителям горючего письма с требованием снизить цены на нефтепродукты. Предупреждения о том, что, если в ближайшее время цены на горючее не снизятся, против "нефтяников" будут возбуждены административные дела, ФАС разослала "ЛУКОЙЛу", "Газпромнефти", "Роснефти", "ТНК-BP Холдингу", "Сургутнефтегазу", "Татнефти" и НК "Альянс" 16 октября. Аргументация ведомства проста - в то время как за рубежом топливщики реагируют на снижение цен на нефть, адекватно уменьшая стоимость бензина и керосина, в России этот процесс не идет.

    Так, с января по июль оптовые цены на авиатопливо выросли почти на 40 процентов, на дизельное топливо - на 52 процента, а на бензины А-76, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 - на 19-30 процентов. На розничном рынке только с апреля по июнь цены на авиатопливо при заправке "в крыло" в аэропортах России выросли на треть, а розничные цены на дизельное топливо - почти на 40 процентов. Правда, сейчас из-за изменения конъюнктуры внешнего рынка динамика роста цен на нефтепродукты замедлилась и цены на нефте продукты стали снижаться. Но "отстающими темпами".

    Первыми на предложения ФАС откликнулись в "Газпромнефти", объявив о снижении цены на авиакеросин и бензин. Как пояснили в пресс-службе компании, с августа отпускные цены на горючее для самолетов с нефтеперерабатывающих заводов компании снизились в среднем на 30 процентов и сейчас опустятся еще на 12. Литр бензина на заправках "Газпромнефти" станет теперь, обещают в пресс-службе, в среднем на рубль дешевле. Больше всего разница будет заметна в стоимости 80-го и 92-го бензина.

    Следом отметился "ЛУКОЙЛ". Руководство компании заявило, что принято решение снизить на 9 процентов стоимость авиакеросина. А вот компания "ТОК" вовремя не сориентировалась. И ее оштрафовали на 10,5 млн рублей за то, что она держала монопольно высокую цену на керосин, реализуемый авиакомпаниям-потребителям в аэропорту Южно-Сахалинск, а также за необоснованный отказ от заключения договора с "Владивосток-Авиа" на прием и хранение ее авиационного топлива.

    Впрочем, конфликт интересов между авиакомпаниями и "нефтяниками" до конца не исчерпан. Предполагается, что золотую середину определит рабочая группа, сформировавшаяся на днях из крупнейших представителей обеих сторон.