22.10.2008 01:12
    Поделиться

    Реформа образования в Алтайском крае не оправдала учительских надежд

    Наш регион назван одним из лидеров образовательной реформы. На недоуменные, а иногда и возмущенные вопросы учительства чиновники заявляют, что не все так плохо.

    "РГ" уже не раз писала о том, как на Алтае реализуется комплексный проект модернизации образования: поставляется новое учебное оборудование, школьные автобусы, изменилась организация питания детей, введена новая система оплаты труда учителей, происходит "перетасовка" всей сети общеобразовательных учреждений. Учителя и дети радуются интерактивным доскам и цифровым микроскопам, чиновники - росту числа учеников в школах, отвечающих современным требованиям. В сельских малокомплектных и малочисленных школах раньше на один компьютер приходилось более 30 человек, теперь - только 21, что также очень выгодно смотрится в отчетах управленцев.

    Правда, часть общеобразовательных учреждений край все же потерял. Недавно региональное управление по образованию и делам молодежи собирало информацию о ситуации в селах, где в 2003-2006 годах были закрыты школы. Чиновников интересовало, увеличилось ли количество выезжающих из сел, появилась ли необходимость восстановления школы, есть ли у сел новые перспективы развития. Как показали результаты мониторинга, улучшения ситуации в этих населенных пунктах не произошло. Власти называют это вынужденной мерой: зачастую в сельских школах совсем не оставалось учеников, так что общеобразовательное учреждение все равно не спасло бы положение.

    В результате реформы 170 алтайских педагогов остались без работы (25 процентов из них вышли на пенсию по возрасту или по выслуге лет, 24 человека покинули Алтайский край, 12 сейчас ищут работу, 46 процентов учителей в том или ином качестве остались в системе образования).

    Впрочем, те педагоги, что сохранили рабочие места, стабильным свое положение также назвать не могут: слишком уж беспокоит реформированная зарплата. Готовясь к переходу на новую систему оплаты труда, власти обещали, что выплаты учителям как минимум не уменьшатся. А у самых достойных педагогов денежное вознаграждение за труд ощутимо вырастет. Однако, по словам председателя краевого профсоюза работников образования Леонида Ивановского, примерно у половины учителей края зарплата сократилась на тысячу-полторы. Жалобы на ее снижение поступают и в Общественную палату Алтайского края.

    Как объясняли корреспонденту "РГ" сами учителя, размер стимулирующей надбавки в денежном выражении настолько незначителен, что при расчете в рублях на каждого педагога в зависимости от его заслуг и достижений суммы поощрений выходят просто унизительные. Например, учительница-предметник высшей категории, выигравшая год назад 100 тысяч "нацпроектных" рублей, теперь получила надбавку чуть более 300 рублей. И это педагог из городской школы, где нет недостатка в учениках! По словам учителей, доплачивать разницу до прежнего уровня зарплаты из специального фонда им обещают только в том случае, если у педагогов не сократилось количество часов. Но парадокс ситуации в том, что у большинства преподавателей, даже в городских школах количество часов сократилось.

    При этом, по данным профильного профсоюза, положительная динамика наблюдается у школьных управленцев: у директоров зарплата выросла в два раза, у завучей прибавка тоже оказалась довольно ощутимой. Как говорит Леонид Ивановский, такая тенденция опасна, прежде всего, в социальном плане: директору с запредельной, по меркам учителей, зарплатой (порядка 16 тысяч рублей) будет очень тяжело работать с коллективом.

    В учительской среде уже сформировалось собственное, несколько искаженное видение ситуации: богатые регионы, просчитав условия участия в проекте, не стали в него ввязываться. Тогда как Алтайский край в расчете на федеральную помощь решился на модернизацию образования даже в ущерб учителям. Однако публично обсуждать свои финансовые проблемы педагоги пока не спешат: на сайте электронного алтайского педсовета уже две недели работает специальный форум для обсуждения новой системы оплаты труда, но на нем до сих пор не появилось ни одного мнения учителей.

    Начальник краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов признал, что комплексный проект модернизации образования - крайне сложная программа, которая, возможно, будет давать сбои. Это, прежде всего, касается системы оплаты труда и модернизации школьных столовых. При этом Юрий Денисов заверил, что все недоработки будут исправлены. Похоже, пришло время выполнять обещание.

    Комментарий

    Николай Черепанов, заместитель губернатора Алтайского края:

    - Мы предполагали, что при реализации пилотного проекта возникнут некоторые проблемные моменты, которые нужно будет скорректировать до конца года. Причиной сбоев является пресловутый человеческий фактор. Где-то не поняли директора, что-то не так начислили бухгалтеры. Например, в ряде школ Бийского района и Барнаула выплата стимулирующей части проходила необоснованно, отдельно от выплаты базовой части. Причем учителям не объяснили, что это только часть зарплаты, что и вызвало напряженность и слухи о том, что новая система оплаты труда ведет к уменьшению заработной платы. Мы по данным фактам сейчас разбираемся.

    С 1 сентября 256 школ в 14 городах и районах края перешли на новую систему оплаты труда. Во всех территориях края отмечается повышение заработной платы учителей - примерно в 1,3 раза. Средняя зарплата учителей достигла 9741 рубля при среднекраевом уровне 9270 рублей. Минимальная зарплата составляет 4800 рублей, максимальная - 23 827 рублей.

    Директора теперь получают от 12 до 22 тысяч рублей.

    Поделиться