17.10.2008 05:00
    Поделиться

    Неонатологи Свердловской области выхаживают детей с массой тела от 600 граммов

    Лучшим неонатологом 2008 года признан заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных Свердловской областной детской клинической больницы N 1 (ОДКБ N 1) Фарид Мухаметшин.

    Малыш весом чуть более 600 граммов буквально помещается на ладони доктора. Пока он лежит в инкубаторе, даже дышать самостоятельно не научился. Его жизнь для главного неонатолога страны Фарида Мухаметшина - на вес золота. Так же, как и жизни всех новорожденных в Свердловской области. Об особенностях своей не по-детски важной, но по-детски доброй профессии лучший неонатолог года рассказал в интервью "Российской газете".

    Российская газета: Фарид Галимович, вы следите за здоровьем новорожденных в первые четыре недели их жизни. Этот период какой-то особенный?

    Фарид Мухаметшин: Первые 28 дней жизни младенца - самые опасные. Половина случаев младенческой смертности (до года) приходится как раз на это время. Да и последующее здоровье человека на 80 процентов зависит от того, как он развивался и как за ним наблюдали неонатологи. Если допустить маленькую ошибку, то в последствии это может привести к инвалидизации, к другим непоправимым результатам.

    РГ: За какие заслуги, на ваш взгляд, именно вас признали лучшим неонатологом?

    Мухаметшин: На дипломе должно быть написано не мое имя, а название всей неонатальной службы ОДКБ N 1, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных. Потому что неонатологи области не стоят на месте, постоянно совершенствуются, стараются овладеть новыми технологиями. И показатель младенческой смертности в регионе ниже, чем в среднем по России. В прошлом году было 7,7 смерти на тысячу родившихся в Свердловской области против 9 по России, в этом году наш показатель - 7,3. Кроме того, у нас в регионе впервые в стране была создана система дистанционного наблюдения пациентов. При ОДКБ N 1 существует реанимационно-консультативный центр новорожденных (РКЦН), сюда поступает информация из всех роддомов области: где с какой патологией ребенок родился, какие действия предпринимали врачи. Отсюда мы координируем работу всех докторов неонатологической службы. Всего за год через реанимацию в Свердловской области проходит 1500 новорожденных, через наше отделение - лишь 400 из них, остальным помощь оказывают специалисты по области. Постепенно наш опыт перенимают коллеги из других регионов страны.

    Еще одна особенность отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных ОДКБ N 1 в том, что наши врачи не только выхаживают малышей, но и обучают своих коллег. Ведь переквалификацию врачи проходят раз в пять лет, а технологии не стоят на месте. Как только наши доктора узнают о каком-то ноу-хау или поступает новый прибор в больницу - тут же начинаются семинары и мастер-классы по всей области, чтобы доктора из глубинки могли оказать своим пациентам такую помощь. Хотя, не скрою, кадров не хватает. В Свердловской области 170 неонатологов, акушеров - около тысячи, а роддомов - 54. Если посчитать, то получится по три неонатолога на роддом. Если же учесть, что в Екатеринбурге в роддомах и по 10-12 работают, значит, в маленьких городах на полставки врачи работают, где-то их нет вообще.

    РГ: В области на протяжении нескольких лет выхаживают детей с массой тела менее килограмма. Каких успехов удалось достичь? Какие технологии применяются?

    Мухаметшин: По выхаживанию детей с экстремально низкой массой тела Россия в целом очень отстает от Европы. То, к чему развитые страны шли лет 15-20, нам нужно успеть освоить лет за пять. Поэтому пока наша задача не придумывать новые технологии, не ставить эксперименты, а добиться показателей развитых стран. Там младенческая смертность в европейских странах 3-4 промилле, а в России - 9. Наше отделение постепенно учится всему. В прошлом году наблюдали 31 ребенка с массой тела меньше килограмма (это восемь процентов от всех детей в отделении), а за девять месяцев этого года - уже 50 детей (16 процентов от общего числа). Самый маленький ребенок, которого нам удалось спасти, весил чуть больше 600 граммов. В США удавалось выходить младенца весом 290 граммов. Для них ребенок больше 750 граммов - не проблема. И мы постепенно к этому придем. Отношение стало спокойное. Все знают свою работу и делают ее без паники.

    Когда выхаживаешь недоношенного младенца, главные проблемы возникают с дыхательной системой, потому что органы еще не сформировались. Всех детей приходится подключать к аппарату искусственной вентиляции легких. В области нет ни одного роддома, где бы такого аппарата не было. Самых сложных пациентов доставляют к нам в отделение. Детские хирурги начали делать операции детям с массой тела меньше килограмма. Например, в этом году сделали четыре операции младенцам с инфекционными осложнениями пищеварительной системы, всех детишек выходили. Очень часто в отделение попадают дети с открытым артериальным протоком, из-за чего у них легкие переполняются кровью. Таких малышей тоже начали оперировать. В этом году сделали шесть операций - клепирование протока, все дети выжили. Кроме того, три года назад у неонатологической службы Свердловской области появилась еще одна задача - диагностика детей с врожденным пороком сердца. Раньше операции таким новорожденным проводили только по федеральным квотам в Москве, Петербурге и Новосибирске, в год по три-четыре ребенка из нашего отделения удавалось перевести в эти центры. Сейчас наши кардиохирурги научились самостоятельно спасать таких малышей. Поэтому неонатологи должны как можно раньше поставить диагноз и подготовить младенца к операции, тогда возрастают шансы на успех. За девять месяцев этого года из ОДКБ N 1 в кардиоцентр мы направили уже 33 новорожденных с пороком сердца.

    РГ: Наверное, психологически сложно постоянно чувствовать на себе ответственность за жизни таких маленьких детей?

    Мухаметшин: С одной стороны, конечно, сложно. Врачи и медсестры очень тяжело переживают, когда не удается спасти младенца. С другой стороны, словами не передать, сколько позитивных эмоций вызывает работа с новорожденными.

     

     

    Поделиться