15.10.2008 03:40
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" изучила, каким должен быть Владивосток к 2020 году согласно принятому генплану

    Итак, генеральный план развития Владивостока принят. Исправлены 111 губернаторских замечаний, получены все необходимые согласования, и документ наконец-то приобрел статус официальной концепции развития Приморской столицы.

    Генплан попал в руки корреспондента "РГ", который вместе с проектировщиками рассматривал карту Владивостока 2020 года.

    Хорошо забытое старое

    - В основу документа положен предшествующий генплан. Так что территориальное развитие города кардинально не изменилось, - сообщил "РГ" начальник мастерской генеральных планов Валерий Карпов. - Концепцией генерального плана, выполненной на начальном этапе проектных работ, рассматривалось два варианта планирования - материковый и островной. Или, как их чаще называют, северный и южный. Определяющим моментом стала численность населения. По прогнозам, к 2020 году во Владивостоке будет жить не более 800 тысяч человек. Так что территориальных ресурсов для покрытия всех потребностей жизнедеятельности города достаточно.

    Тем не менее, разработчики считают, что развитие северного направления, то есть движения Владивостока в сторону Надеждинского района, и последующая агломерация городов, имеет право на жизнь. Но позже. Это дело не самого близкого будущего. Насильно объединить краевой центр с Артемом и Уссурийском не получится. Для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Главным образом транспортную.

    - В генплане появилась осевая транспортная связь - скоростная магистраль, которая свяжет Владивосток с островом Русским, полуостровом Де-Фриз и Надеждинским районом, - считает проектировщик Валерий Карпов. - Эта магистраль и создает предпосылки для развития агломерации на север. Вокруг нее естественным образом и будет происходить интенсивное освоение территорий.

    В генплане появилась скоростная магистраль, которая свяжет Владивосток с островом Русским, полуостровом Де-Фриз и Надеждинским районом

    Кстати, прототипы будущих дорог и мостов можно было найти и в раннем генплане. Современные архитекторы лишь подкорректировали их с учетом сегодняшних реалий. Магистрали спроектированы таким образом, что транспортные потоки будут "заходить" на них постепенно - это гарантирует отсутствие автомобильных пробок.

    - Но в центре всегда будет тесно, - прогнозирует Карпов. - Этот район уже сформировался, интенсивность использования территорий центральной части города неизбежно будет возрастать. При этом пропускную способность улично-дорожной сети вряд ли удастся значительно увеличить.

    Но попробовать исправить ситуацию все-таки можно. Первым делом нужно снизить транзитную функцию центра города. Для этого потребуется выполнить комплекс мер по реконструкции существующих и созданию новых участков дорог - сократить количество пересечений в одном уровне, создать сеть парковок, разделить пешеходные и автомобильные потоки. Но самое важное - обеспечить беспрепятственный выезд транспорта из центра в пригород.

    Не будет глобальных перемен в еще одном центральном районе города - на Первой Речке. Единственное изменение - вынос нефтебазы. Новый генплан не предусматривает ее в этом месте. Впрочем, вынести это небезопасное и вредное производство подальше от густонаселенных районов (правда, не определяя конкретного места) предлагали и прежние проекты генеральных планов. Но пока отказаться от этого предприятия город не может - видимо, в силу финансовых причин, которые перевешивают проблему экологии и безопасности. Как говорят проектировщики, если нефтебаза покинет "насиженное место", там можно будет разместить, например, большой городской парк с комплексом спортивно-зрелищных сооружений, которого в городе, претендующем на звание "приморской столицы", до сих пор нет.

    И совсем новое

    Самое большое достижение нового генплана - то, что "в активе" Владивостока появился остров Русский, как территория, предназначенная для городской застройки. Среди красивых природных ландшафтов и исторических объектов Владивостокской крепости предусмотрено создание рекреационно-туристической зоны, крупных спортивно-развлекательных и тренировочных комплексов для подготовки и акклиматизации спортсменов высшего уровня, международного университетского комплекса, специализированных медицинских центров.

    Там, в частности, разместятся объекты Дальневосточного федерального университета, часть первоочередных объектов которого будет задействована в проведении мероприятий саммита АТЭС 2012 года. Генплан редакции 1989 года, естественно, ничего подобного не предусматривал, поскольку остров Русский находился в безраздельном владении минобороны.

    Решение о создании университета на полуострове Саперном подтвердило, что архитекторы приняли верные решения. Эти земли в проекте генплана как раз предназначены для жилой и общественно-деловой застройки.

    - Поэтому, - сказал директор института-проектировщика Евгений Мельников, - больших изменений вносить не придется.

    - Тем не менее, - продолжает Валерий Карпов, - возможны варианты. Какие-то здания придется немного сместить, другие перенести. Проект Саперного показывает, что мы не ошиблись. Например, "нарисованные" нами дороги на 90 процентов остались в определенных нами коридорах.

    Что касается жилых домов, то проектировщики считают, что Русский - не самое подходящее место для стандартных многоэтажек и современных небоскребов. Зато самое подходящее - для очень дорогого жилья. Дома для богатых (если угодно - виллы) будут располагаться на склонах сопок вдоль побережья бухты Новик.

    Городской пейзаж

    Те же, кто не сможет купить шикарный дом на острове, может поселиться на полуострове Голдобина. Именно этому отдаленному району через три года, после сдачи моста, предстоит стать, по выражению Валерия Карпова, "новым центром города на ближайшие десятилетия".

    - Там будет настоящий строительный бум! Появятся новые жилые микрорайоны, разрастется порт и разовьется транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

    А вот другой отдаленный район - бухты Тихой - таких масштабных изменений не увидит, потому что застроен практически полностью. А те лакуны, которые есть на картах, в большинстве своем находятся в санитарно-защитных зонах или принадлежат министерству обороны. Если военные передадут землю городу, в районе Патрокла со временем возникнет жилой район с большим парком.

    В этом же месте, выше больницы строителей, появится высокотехнологичный медицинский комплекс травматологии, ортопедии и эндопротезирования, строительство которого уже идет.

    Создание нового микрорайона запланировано на месте Зеленого угла. Пока объективной необходимости осваивать его нет, и появится ли она в ближайшее время, большой вопрос. Однако даже если строительство начнется, Валерий Карпов советует не волноваться. Самое ценное, что есть в том микрорайоне, не пострадает - сооружения Владивостокской крепости находятся в охранной зоне.

    Еще один жилой район архитекторы "посадили" на место арсенала на Второй Речке. "Снеговая Падь" (название микрорайона) рассчитана на 50 тысяч жителей, что, согласитесь, для Владивостока - размах глобальный. На данном этапе ведется проектирование, а в ближайшее время там уже начнется возведение первых жилых домов. Южнее этого места пройдет скоростная магистраль, которая свяжет загородные территории и остров Русский.

    Кроме того, район Второй Речки обещает стать своеобразным "лечебным центром" города. Там разместятся медицинские комплексы - по краевой и федеральной программам. Там же раскинется городской парк.

    На перспективу, выпадающую из расчетного срока, в районе бухты Горностай предусмотрено строительство так называемого Уссурийского района. Отработанные золоотвалы ТЭЦ-2 и городская свалка "приговорены" проектировщиками к рекультивации. На их месте появятся комплекс по переработке бытовых отходов и городские очистные сооружения. А в районе горы Суворова предусмотрено новое кладбище.

    - Это место было выбрано из нескольких, достаточно спорных вариантов по результатам технико-экономического обоснования, - пояснил позицию проектировщиков начальник мастерской генеральных планов Валерий Карпов.

    Конечно, это не единственный из спорных моментов генплана. Вполне возможно, с течением времени возникнет объективная необходимость пересмотреть принятые сегодня положения генерального плана. Пока же разработчикам и властям предстоит другая работа - над правилами землепользования и застройки, картами градостроительного зонирования, проектами планировки наиболее актуальных для развития города территорий.

     

    Комментарий

    Валерий Розов, председатель думы Владивостока:

    - Тот документ, который получил город сейчас, с полным правом может называться концепцией развития приморской столицы. На мой взгляд, главная его ценность в том, что он предусматривает развитие транспортной сети, очистных сооружений, дает понятие о том, как будет развиваться жилая застройка. Принятие генплана - это только начало. Дальше нам предстоит работать над правилами землепользования и застройки, территориальным планированием и зонированием. Тогда станет ясно, где конкретно расположится тот или иной объект. Это огромный комплекс работ, но после его выполнения в городе будет снята проблема точечной застройки. 

    Поделиться