03.10.2008 01:58
    Поделиться

    За развитие инноваций 48 школ Прииртышья выиграли государственные гранты

    За развитие инноваций 48 школ региона выиграли государственные гранты

    Такой результат омские работники сферы образования демонстрируют третий год подряд. По словам аналитиков, внедрение инноваций в школьную программу положительно сказывается на учебном процессе.

    Получив бесплатный доступ в Интернет, многие школы научились использовать информационный ресурс для повышения качества образования. После того, как появился свободный выход во Всемирную сеть, в гимназии №43, например, открылся виртуальный клуб, где ученики не только посещают образовательные сайты, но и организуют межшкольные онлайн-конференции.
    Благодаря инновационным проектам руководство гимназии решило отменить для гуманитарных классов обычные уроки физики, химии и биологии.

    - Мы планируем объединить физико-технические кабинеты. Разработанная новая учебная программа позволит школьникам изучать научную картину мира в необычном формате, - сообщил корреспонденту "РГ" директор гимназии №43 Олег Грицина. - Ребята не будут решать сложных задач, поскольку эти навыки им не пригодятся при поступлении в вуз. Впрочем, основные законы точных наук им выучить придется.

    39 грантов в этом году получили сельские школы. Многие из них открыли центры начальной профподготовки. Старшеклассники проходят стажировку в местных фермерских хозяйствах. Еще до окончания 11-го класса мальчишки получают профессию тракториста. Экзамены принимают инспекторы ГИБДД.

    В Новоуральской школе Таврического района открылся бизнес-центр, где ученики постигают азы экономики. В программу обучения входит подготовка бизнес-планов и практические занятия на местных предприятиях. Все выпускники центра, как правило, без проблем поступают на экономические факультеты омских вузов.

    Специалисты разработали и реализуют еще один инновационный проект. Сегодня в девяти городских и сельских школах региона уроки физкультуры проходят по особой программе. Взяться за эксперимент омичей заставили обстоятельства. По данным областного минздрава, сегодня только тринадцать школьников из ста можно назвать здоровыми. В военкоматах никто не удивляется хилым новобранцам, а сколиозом страдает едва ли не каждый второй ребенок.

    Решив, что активных движений в объеме двух часов в неделю подрастающему поколению явно недостаточно, новаторы ввели физкультуру в ежедневное расписание. Помимо обычных уроков, это занятия в спортклубе: волейбол, лыжи, баскетбол, флорбол, плавание, гимнастика, футбол - на выбор школьников.

    На первый взгляд, вроде ничего особенного, однако результат превзошел все ожидания. Уже сегодня, спустя два года, очевидно, что эксперимент удался. Об этом говорят и учителя, родители, специалисты врачебно-физкультурного диспансера. Юные спартанцы даже визуально выделяются среди сверстников. Они выше, крепче, энергичнее. В классах не стало двоечников. Более 70 процентов ребят имеют нормальное физическое развитие (до начала эксперимента было менее 20). По словам школьных медиков, дети стали вдвое реже простывать и грипповать. Говорят, "опытные" классы - самые дружные.

    - Для экспериментальных школ специалисты разработали так называемые здоровьесберегающие методики, - сообщила корреспонденту "РГ" доцент кафедры профессиональной пе-
    дагогики ОмГПУ Татьяна Луздина. - Помимо занятий спортом в классах предусмотрены физкультминутки, релаксационные паузы и даже гимнастика с элементами йоги.

    Благодаря зкспериментам школьники изучают азы бизнеса, фермерства и кинематографии, становятся спортсменами

    - Когда ребенок много двигается, играет в волейбол, футбол, он обретает уверенность в себе, а также желание новых достижений, - поясняет проректор по научной работе Омского государственного университета физической культуры и руководитель проекта Владимир Аикин. - От хорошей физической нагрузки у детей улучшается обмен веществ. То, что благодаря движению они стали успешнее во всех других делах, вполне закономерно.

    В Азовском районе подростки увлеклись кинематографом. Ученики Екатеринославской школы снимают научные и развлекательные фильмы, которые затем используют на уроках.
    - Недавно в нашу школу поступило цифровое оборудование для кабинетов физики и химии "Архимед", - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы Светлана Лыхенко. - С его помощью можно быстро получать уникальные данные во время лабораторных опытов, которые потом используются учениками в научных работах.

    В этом году омичи выиграли федеральный грант на поставку программного обеспечения для коррекционных школ. Умная  аппаратура поможет обучению детей с проблемами зрения и слуха.

    Прямая речь

    Сергей Алексеев, первый заместитель министра образования Омской области:

    - Омская область находится в группе стабильных регионов России по реализации приоритетных направлений в сфере образования, в том числе поддержке педагогических кадров. 161 учитель омского Прииртышья в этом году вошел в число лучших в стране. Помимо федерального гранта в размере 100 тысяч рублей, они дополнительно получили вознаграждения губернатора Омской области.

    Работа 48 коллективов образовательных учреждений области в этом году признана наиболее успешной. На реализацию своих инновационных проектов победители получили государственную поддержку в размере одного миллиона рублей из федеральной казны и 370 тысяч рублей из бюджета области.

    С каждым годом в научную проектную деятельность вовлекаются все больше педагогов и учеников. Мы ожидаем хороших результатов, увеличения числа медалистов и победителей олимпиад федерального значения.

    А как у соседей

    Алтайский край

    Более сотни алтайских школ, ставших "миллионерами" в рамках нацпроекта "Образование", потратили деньги в основном на покупку компьютеров, интерактивных досок, лабораторного оборудования, спортинвентаря и даже водонагревателей.

    Пока ноу-хау в системе образования касаются в основном модернизации "железа". В этом году в регионе начал реализовываться проект по современному оснащению школьных столовых. Всего за три года переоснастить должны 573 школы. Меняют не только плиты в пищеблоках - переводят детей на новую систему питания. Впервые для малышей и старшеклассников составляют отдельные меню, из школьного рациона навсегда исключены кетчупы и майонезы, пиццы и газировка. Все блюда готовятся на пару: "Еда должна быть полезной", - гласит новая идеология школьного питания. Осталось убедить в этом маленьких любителей чипсов.

    - В некоторых школах мы пробовали давать детям молоко. Не пьют! Причем, если разлить его в тетрапаки, дать соломинку - в таком виде пить будут, а из стаканов - нет! - сетует председатель краевого управления образования Юрий Денисов.

    Только что в регионе прошло награждение отличившихся 204 педагогов и 61 директора школ - первые получили по 100 тысяч "нацпроектовских" рублей (за вычетом налогов), вторые - по миллиону.
    Третий год подряд 100 учителей получают премии в 30 тысяч рублей от администрации региона. В феврале этого года 10 педагогов удостоены премии губернатора в размере 125 тысяч рублей каждый. По данным Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, за три последних года на поощрение учителей из краевого бюджета было выделено более семи миллионов рублей.

    Иркутская область

    В этом году государственную поддержку на реализацию инновационных программ получили 60 образовательных учреждений, в том числе 51 школа, пять лицеев, два центра образования и одна кадетская школа-интернат. Из них 36 - городские, 24 - сельские. Все они получили гранты по одному миллиону рублей. Значительная часть средств - 72,3 процента - направлена на модернизацию учебно-материальной базы.

    Один из самых важных разделов нацпроекта - предпрофильная подготовка школьников.

    В региональном эксперименте по введению профильного обучения в этом году участвуют 410 старшеклассников против 367 в прошлом. Возросла и доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы развития. Если в прошлом году это было 67 процентов школ региона, то теперь 72 процента.

    В этом году по приказу Министерства образования и науки РФ 200 учителей области получат по 100 тысяч рублей. Кроме того, в регионе учреждена премия губернатора для учителей, воспитавших талантливых детей. Активнее стали участвовать в нацпроекте и муниципалитеты. В этом году в местных бюджетах на эти цели предусмотрено 63 миллиона рублей, в прошлом было 33,7 миллиона.


    Между тем

    С 2009 года государственные гранты в рамках национального проекта "Образование" выдаваться не будут. Поэтому поддержку школьных инноваций возьмет на себя региональная власть.

    Поделиться