02.10.2008 01:00
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как сложились судьбы победителей конкурсов "Учитель года"

    В пятницу станет известно имя "Учителя года России-2008".

    А как сложились судьбы победителей предыдущих конкурсов?

    За последние годы Всероссийский конкурс "Учитель года" стал брендом.

    Каждый город, в котором проходит его финал, старается соответствовать: лучшие учителя со всей России съезжаются!

    Так было и в этот раз. Санкт-Петербург, родной город одного из двух победителей прошлого года, учителя математики Дмитрия Гущина, встретил участников финала обилием постеров, растяжек и билбордов с изображением символа конкурса - пеликана. Конкурсные лекции и мастер-классы, встречи с ученым учителя проводили в знаковых для города местах: госуниверситете, горном университете, в Кунсткамере, в 56-й гимназии. А закрытие и вовсе прошло в Большом зале филармонии.

    15 финалистов, 15 малых хрустальных пеликанов. И в пятницу в Москве в Фундаментальной библиотеке МГУ на большом образовательном форуме, посвященном Дню учителя, станет известно, кому же достанется главный приз.

    На финал приехали не только 74 педагога - победители региональных конкурсов, но и победители прошлых лет. Кто-то из них сегодня уже смотрит на коллег с судейского кресла Большого жюри. Кто-то просто приехал "поболеть". Как сложилась их судьба после того, как в доме поселился пеликан?

    Сергей Букинич, финалист "Учителя года-2006", преподаватель истории, Санкт-Петербург:

    - Мне кажется, самый главный приз конкурса - это друзья, которые появились у каждого из нас. И не только среди педагогов-участников, но и среди членов жюри. Мы все вместе ездим в регионы - градации нет, мы все - учителя. Но, конечно, каждый из нас думает о том, что будет дальше после конкурса. Кто-то поднимется на несколько ступенек и станет директором школы, кто-то, может быть, уйдет в чиновники. Мне предлагали энное количество вариантов продолжения карьеры, в том числе и директорское кресло родной 116-й гимназии. Но я настолько комфортно чувствую себя учителем, что мне повышение не нужно.

    Анна Мехед, "Учитель года-2007", преподаватель математики, Москва:

    - Я очень серьезно отношусь к миссии "Учителя года". Сейчас много езжу по регионам, за девять месяцев была в шести областях. В планах - продолжать работать в своей школе.

    Игорь Карачевцев, "Учитель года-2003", преподаватель истории, Санкт-Петербург:

    - Было очень много работы в первые два года после победы: постоянные поездки, участие в качестве эксперта в разных мероприятиях, "круглых столах" и пр. Времени на школу практически не оставалось, за что на меня очень обижались и коллеги, и ученики. Но сейчас все поутихло. Я работаю в своей 166-й гимназии, правда, к учительским хлопотам прибавились еще и заботы директора школы.

    Екатерина Филиппова, "Учитель года-1996", преподаватель французского языка, Рязань:

    - Этот год для меня знаковый. Прошло 12 лет с моей победы, а это уже некий цикл. Мне кажется, все эти годы моя жизнь только и крутится вокруг конкурса. Постоянные встречи с учителями, мастер-классы, уроки. Встречаю очень много педагогов, не менее талантливых, чем победители конкурса. Просто они тихо трудятся в своей школе и, может, до конца не понимают, что достойны и участия, и победы.

    Я же продолжаю вести уроки французского в своей родной школе, все в том же кабинете. Хотя могла сотню раз уехать в Москву, да и вообще сменить работу.

    Как стать Учителем года?

    - представить свой инновационный проект на конкурс в рамках нацпроекта "Образование";

    - попасть в число 10 тысяч победителей - лучших учителей России, выигравших президентский грант;

    - подать заявку на участие в региональном конкурсе "Учитель года" и стать его победителем;

    - подать заявку на участие в федеральном конкурсе (при помощи организационных комитетов регионального этапа конкурса субъектов РФ). В заявке необходимо указать место работы, образование, семейное положение, полученные награды и премии, публикации, авторские методики, а также рассказать о заветном желании, о своих кумирах в профессии и представить девиз, под которым участник будет выступать на конкурсе;

    - зарегистрироваться (обязательно) на официальном сайте конкурса http://teacher.org.ru;

    - пройти все этапы финального тура.

    Как было в этом году?

    В 2008 году финал "Учителя года" проводился в два этапа.

    Сначала из 74 педагогов жюри выбрало 15 лучших, которые на торжественном закрытии первого тура получили по Малому хрустальному пеликану. Во втором этапе эта "пятнашка" давала свои мастер-классы и читала перед жюри лекцию на тему "Семья и школа в век образования". Придумав в этом году новое правило, когда малые призы получают 15, а не 5 человек, как это было раньше, жюри в несколько раз усложнило себе работу. Выбирать единственного из 15 гораздо сложнее, чем из пятерки лидеров.

    компетентно

    Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, председатель Большого жюри конкурса "Учитель года":

    - Мы долго дискутировали, как выбирать "Учителя года", сколько финалистов должно быть. В этом году в качестве эксперимента решили, что выделим 15 лучших, из которых потом выберем одного. То, что абсолютный победитель должен быть один, - единогласное мнение. Ситуация прошлого года, когда жюри не смогло выбрать из двух конкурсантов, набравших одинаковое количество баллов, абсолютного победителя, - скорее случайность. Говорить о том, что это войдет в практику, я бы не стал. "Учитель года" имеет абсолютное значение, это символ, некая жемчужина учительства. Конкурс нужен и стране, и учителям. И должен быть один победитель, который символизирует высшее мастерство учителя.

    официально

    Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

    - Сегодня есть две точки зрения: выделить номинации - отдельно физиков, отдельно учителей музыки, отдельно физкультурников либо оставить просто конкурс учителя.

    Я склоняюсь к тому, чтобы был просто лучший учитель. Лучшим может стать любой учитель вне зависимости от предмета, который он преподает. Решение о том, каким быть конкурсу в следующем году, будет принято на встрече оргкомитета после объявления лучшего учителя страны этого года.

    Выдержать соревнование в своем регионе - очень сложно. Это многоуровневые соревнования и достаточно серьезная борьба. Кроме того, все они выиграли президентские гранты. Это тоже очень непростая вещь.

    Поделиться