02.10.2008 03:42
    Поделиться

    Сергей Юсов: Выборы становятся все более партийными

    Чуть больше недели осталось до муниципальных выборов. В Ростовской области они пройдут во второй раз. Об их особенностях, ходе предвыборной кампании, а также о том, почему с помощью Интернета голосовать нельзя, а ловить недобросовестных кандидатов - можно, на деловом завтраке в "Российской газете" рассказал председатель облизбиркома Сергей Юсов.

    Спор за власть

    Российская газета: Сергей Владимирович, чем отличаются муниципальные выборы от выборов другого уровня?

    Сергей Юсов: Они менее публичные и проходят на самом низовом уровне власти, максимально приближенном к человеку. Здесь избиратели называют кандидатов по именам. Потому что для них это не какие-то далекие политики. Это их родственники, друзья, соседи, одноклассники. Еще одна особенность нынешней предвыборной кампании в том, что людям по большому счету все равно, какого цвета партбилет кандидат носит в своем кармане. Им важнее, насколько он хороший хозяин и сможет ли сделать жизнь в поселке или хуторе лучше.

    РГ: Не этим ли объясняется то, что в числе претендентов на депутатские мандаты и посты глав поселений очень много самовыдвиженцев?

    Юсов: Да, их много. Но впервые не больше, чем партийных кандидатов. К примеру, на должности кандидатов в депутаты своих представителей "командировали" четыре политические партии. Из 7250 зарегистрированных претендентов на мандаты - "партийцев" 4398. Это заметное движение вперед. Вообще, выборы, в которых участвуют люди, не поддерживаемые ни одной из политических партий, - нонсенс. Во всем мире за выборные посты, начиная с президентских и заканчивая должностями мэров и старост самых маленьких поселений, всегда между собой спорят политические объединения. Потому что они и создаются для того, чтобы бороться за власть. И я считаю, что именно на местных выборах партия должна пробовать свои силы, завоевывать авторитет и поддержку избирателей, формировать кадровый резерв. Но у нас этим занимается лишь несколько объединений. А где же остальные? Видя, что целый ряд политических партий в Ростовской области де-юре существует, а де-факто никак себя не проявляет, мы обратились к ним с призывом поучаствовать в выборах. После этого еще две партии выдвинули свои списки кандидатур.

    Ошибка кандидата

    РГ: Читатель Виктор Киселев из Ростова интересуется: "Можно ли верить сведениям, которые кандидаты предоставляют о себе в избирком?"

    Юсов: На этих выборах предусмотрены некоторые послабления для кандидатов, иначе бы им нужно было готовить такой же пакет документов, как на выборах депутатов Госдумы. Те кандидаты, которые выдвигаются в округе, где меньше пяти тысяч избирателей, по областному законодательству, могут не предоставлять сведения о себе. Но это касается только претендентов на мандаты. Кандидаты на должности глав в обязательном порядке дают информацию о себе. Все данные, представленные кандидатами, направляются территориальными избирательными комиссиями для проверки в налоговые, правоохранительные органы, юстицию, земельные комитеты и банки. Так что тех, кто пытается что-то скрыть, все равно выводят на чистую воду.

    РГ: В этот раз такие случаи были?

    Юсов: Да. 25 кандидатов в депутаты и 209 - в главы предоставили недостоверные данные о доходах и об имуществе - то есть "ошибся" каждый шестой.

    Один из "ходоков" во власть не указал земельный участок в семь гектаров, другой забыл упомянуть принадлежащий ему трактор, третий - доход в размере более семнадцати тысяч рублей. Некоторые кандидаты не удосужились выяснить в банках величину выросшего в связи с начислением процентов вклада. Были такие, кто не учел в доходах стоимость натуральной оплаты в виде сельхозпродукции, поскольку не знали, как ее рассчитать. Территориальные избирательные комиссии доводят до сведения избирателей все случаи выявленной недостоверной информации.

    Компромат появляется в последние дни перед выборами, чтобы на опровержение информации не было времени

    РГ: Как столь тщательные проверки сведений, представленных кандидатами, согласуются с законом о защите персональных данных?

    Юсов: Когда эта норма только появилась, у нас действительно были проблемы с банками, ведь у них соблюдается тайна вкладов, и с налоговыми органами. Но теперь эти вопросы решены. Суд подтвердил, что нельзя мерять правоотношения, возникающие в ходе выборов, банковским или налоговым законодательством, ведь человек, идя во власть, сам добровольно делает шаги навстречу тому, что эти данные будут проверяться.

    РГ: Были ли в ходе этой предвыборной кампании примеры использования черных пиар-технологий?

    Юсов: Обычно компромат вбрасывается в последние дни перед выборами. Делается это под покровом ночи, чтобы на опровержение информации не было времени. Нынешняя предвыборная кампания в плане агитации проходит достаточно спокойно. Но территориальные избирательные комиссии зарегистрировали девять случаев распространения незаконной агитационной продукции в четырех районах области. Все они относятся к выборам глав поселений. К примеру, в Дубовском районе области зафиксировано распространение анонимной листовки, содержащей агрессивную агитацию против одного из кандидатов на пост руководителя Дубовского сельского поселения - правоохранительные органы проводят расследование по этому факту.

    В Пролетарском районе была попытка распространять листовку без выходных данных. Но кандидат сам добровольно сдал в избирательную комиссию остатки тиража, чтобы избежать санкций. В целом, я думаю, эти выборы будут самыми честными, по той причине, о которой я уже говорил, - личная заинтересованность в результате. Наблюдателями на этих выборах будут не какие-то сторонние люди, а родственники кандидатов. Уверен, что на избирательные участки они пойдут целыми семьями и будут строго следить, чтоб никаких нарушений не было.

    Сайт для выбора

    РГ: При таком большом количестве кандидатов, наверное, много судебных споров? В чем суть конфликтов?

    Юсов: На самом деле их не так много, как можно было бы ожидать. В районные суды представлено 14 заявлений. В Азовском районе одна из партий выдвинула сразу семь кандидатов. В сроки, предусмотренные законом, им надо было свои документы предоставить в избирком, а они этого не сделали. А когда партия спросила: "где наши кандидаты?" - они встрепенулись и пошли в суд, написали иски с претензией, что избирком их не зарегистрировал. Как же можно зарегистрировать тех, кто об этом не просит? Немало случаев, когда люди, выдвинутые партией, до избирательных комиссий не доходят. Может, они вообще не знают, что их выдвинули? Случается, кандидаты от политических партий приходят и просят зарегистрировать их как самовыдвиженцев. То есть партия их поддерживает, но афишировать это они не хотят. Раньше это носило массовый характер, а теперь выборы становятся все более партийными.

    РГ: Вы как-то упомянули, что с формированием участковых избирательных комиссий на этих выборах могут возникнуть проблемы. С чем были связаны эти опасения?

    Юсов: В составах избирательных комиссий не имеют права находиться близкие родственники выдвинувшихся кандидатов. Это общий запрет. Но на федеральных выборах его соблюсти проще, а на муниципальных - очень сложно, ведь на селе очень много людей связано родственными узами. В некоторых районах пришлось менять местами участки. Конечно, обновлять составы участковых комиссий пришлось больше, чем обычно. Но мы впервые подготовили 3, 5 тысячи сертифицированных организаторов выборов. Они отучились на недельных курсах с отрывом от производства. Используем и этот ресурс.

    РГ: Современные информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Как вы считаете, голосование с помощью Интернета в ближайшем будущем возможно?

    Юсов: Такие эксперименты уже проводились в некоторых странах. Но доверия они не вызывают. Сами эксперты говорят, что на сто процентов защитить результаты голосования от проникновения хакеров невозможно. На предыдущих выборах в ночь подведения итогов на наш сайт было совершено несколько сотен хакерских атак, и только специальные методы защиты позволили ему выстоять. А до этого сайт центризбиркома удавалось "выбивать" аж на два часа. Многие из этих атак идут из-за рубежа, чтобы подорвать доверие к выборам. Чем дольше не оглашаются результаты, тем меньше веры в честность выборов. А когда на твоих глазах в течение всей ночи идет подсчет голосов, и ты реальный тому свидетель - это очень мощный фактор доверия, как со стороны международного сообщества, так и со стороны обычных избирателей.

    РГ: Но, тем не менее, вы активно используете Интернет, в том числе для выявления случаев незаконной агитации.

    Юсов: Это действительно так. Несколько территориальных комиссий уже вывесили на своих интернет-страничках зарегистрированные агитационные материалы кандидатов, для того чтобы избиратели могли сравнить оригиналы с теми листовками и плакатами, которые распространяются кандидатами и проинформировать избирком о нарушениях. Это сделано в рамках нашего комплекса "Чистый Дон", который мы и впредь будем использовать.

    Поделиться