30.09.2008 01:45
    Поделиться

    Сегодня мусульмане Башкирии празднуют Ураза-байрам

    Накануне торжественного богослужения корреспондент "РГ" встретился с председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) Башкортостана муфтием Нурмухаммет хазратом Нигматуллиным.

    Доля милосердия

    Российская газета: Нурмухаммет хазрат, в чем особенность нынешнего праздника?

    Нурмухаммет Нигматуллин: В этом году первый день великого поста совпал с началом учебного года. Это очень хороший знак, ведь месяц рамазан для всех верующих - не просто период воздержания от еды и плотских желаний. В первую очередь, - это время духовного воспитания, сдержанности, символ благополучия и милосердия.

    Прошло почти пятнадцать веков с момента, как Пророку Мухаммеду (мир ему) было ниспослано первое откровение и аяты священной книги Коран. С тех пор традиции остаются неизменны. Так, последний день поста - это праздник Ураза-байрам. Мусульмане собираются вместе в мечети на утреннюю молитву, накрывают дома богатые столы и сами ходят в гости. Еще одним обязательным условием в этот месяц является фитр-садака (подаяние бедным). Каждый верующий должен поделится с другим, более обделенным. В этом году ДУМ РБ установил размер помощи, равный четырем килограммам пшеницы или 20 рублям. Более обеспеченные должны отдать за каждого члена своей семьи два килограмма изюма или эквивалентную сумму лично обездоленному, либо в приход. Тогда обязательства перед Всевышним в этом священном месяце будут считаться выполненными. Останется только совершить хадж, в который многие отправятся через месяц.

    РГ: В Башкортостане существует мусульманский хор. Это не запрещено верой?

    Нигматуллин: Хор "Иллахилар" существует уже давно. Им руководит имам мечети "Ихлас" Мухамат хазрат, там же проходят репетиции. В этом году хор впервые выступит на праздничном концерте в честь Ураза-байрам в Конгресс-холле.

    Я считаю, если Аллах даровал человеку красивый голос и наделил даром пения, то нужно радовать окружающих. Звук - это очень большая сила, он имеет влияние не только на психологическое состояние человека, но и на физическое. Посмотрите, что творится на дискотеках - рок и другая тяжелая музыка, словно наркотик, одурманивает сознание молодых людей. Для того, чтобы что-то запрещать, нужно сначала найти этому равноценную замену. Хорошая народная песня, рассказывающая о благих делах и успокаивающая душу, близка каждому, независимо от вероисповедования и убеждений. Хорошо прочитанная молитва - это тоже песня, обращенная к Всевышнему.

    Приют для души

    РГ: В республике началось активное строительство мечетей. С чем это связано?

    Нигматуллин: Посудите сами, до революции в каждой деревушке была своя мечеть. В 30 - 40 годы прошлого века верующие тяжело переживали снос минаретов, превращение зданий в амбары и клубы. Так, пятнадцать лет назад в республике насчитывалось всего 18 мечетей. По сегодняшним подсчетам их число достигло 600. Только с начала года появилось еще 20 религиозных зданий.

     Сейчас в республике проживает порядка 2 миллионов мусульман. И многие хотят, чтобы в каждой деревушке появилась своя мечеть. Обычно инициирует строительство один человек, но все остальные активно включаются в процесс. Собирают деньги, в зависимости от возможностей делают проект, выбирают материалы. Так появляются деревянные и кирпичные здания, которые становятся центром духовности в маленькой деревушке или селе.

     РГ: Самая большая Соборная мечеть сейчас возводится на проспекте Салавата Юлаева. На каком этапе строительство?

    Нигматуллин: В настоящее время идет укладка фундамента. Почва оказалась непрочной, поэтому приходится укреплять и вбивать большое количество опор. Изменился и первоначальный проект. Средств, которые поступают в виде пожертвований, недостаточно. Поэтому насколько хватит денег и как будет выглядеть мечеть в окончательном варианте - сказать сложно. Но мы попытаемся оставить четыре минарета, как и было запланировано. Пока трудно говорить об окончании строительства, но я надеюсь, что после возведения стен дело пойдет быстрее.

    К слову, сейчас находится в стадии реставрации и здание на улице Чернышевского, куда в скором времени должно переехать управление мусульман. Работы здесь также продвигаются медленно, но, надеюсь, в декабре все будет готово.

    РГ: В республике работают два медресе и Российский исламский университет. Справляются ли эти образовательные учреждения с выпуском богословов для приходов?

    Нигматуллин: Имамов не хватает, стоит признать. Связано это в большей степени с тем, что служители не имеют социальной защиты своей религиозной деятельности. Молодые люди, особенно семейные, сталкиваясь с материальными трудностями и жилищными проблемами, подыскивают новое место работы.

    Бывает, что даже отучившись десять лет за рубежом, дипломированный теолог уходит в коммерцию, открывает частный бизнес.

    РГ: В регионе начала действовать федеральная программа "Поддержка религиозного образования". Поможет ли она решить эти проблемы?

    Нигматуллин: Она поможет другой программе, которая была разработана Министерством образования России. Уже со следующего учебного года школьники и студенты будут изучать предмет нравственной культуры, а программа позволит обеспечить специализированными кадрами и заполнить этот вакуум. Но скорее всего в ближайшие десять лет мы все равно будем ощущать нехватку специалистов с религиозно-педагогическим уклоном.

    РГ: Недавно на всю республику прогремело дело о молодежной нацистской группировке, которая нападала на иностранных граждан. Что может предложить ислам для решения таких конфликтов?

    Нигматуллин: В исламе нет кастовой системы, а значит нет различий, все равны перед Аллахом, все стоят в мечети в одном ряду, где нет места неприязни и угнетению. Обладая верой ни один человек не будет совершать преступных действий против другого. Отсутствие веры влечет к ненависти, отчуждению от общечеловеческих норм, к жестокости. Все плохие поступки совершаются от бездуховности.

    Потребность веры

    РГ: Сейчас в мечети приходит много молодежи, в том числе и девушек. На ваш взгляд это является каким-то показателем для общества или новое поколение, потеряв идеалы, ищет опору в религии?

    Нигматуллин: В каждом человеке генетически заложена потребность в вере, но каждый приходит к ней по-своему: одни в раннем возрасте, другие через потери, а кто-то не осознает этой истины и до конца жизни. Не зря говорится - пути господни неисповедимы - так оно и есть.

     Часть людей, особенно тех, кто воспитывался в постсоветский период, далеки от религиозных ценностей и учений. Поэтому трудно сказать, что они могут дать своим детям основы веры, если сами ими не обладают. Не найдя ответов у родителей, юное поколение приходит в мечети и начинает соблюдать постулаты религии. Я знаю, что и во многих студенческих общежитиях сейчас начинают организовывать места для чтения намаза.

    РГ: На днях вы вернулись из дальнего путешествия. Расскажите немного об этом.

    Нигматуллин: В последние дни месяца рамазан большая делегация из России совершила паломничество в Саудовскую Аравию, вместе с ними был и я. Многие называют такое путешествие малым хаджем. В эти дни в Медине состоялась большая конференция богословов, на которой мы не только смогли пообщаться с видными представителями африканского континента, но и стали участниками торжественного вручения премий короля Саудовской Аравии Абдулы ибн Азиза. Из 500 исследований изречения Пророка Мухаммеда и священных книг было выбрано всего 5 наиболее достойных. К сожалению, среди призеров не оказалось башкирских ученых.

    Поделиться