26.09.2008 03:05
    Поделиться

    Разгорается скандал вокруг фильма "Гитлер капут!"

    На билбордах уморительно смешной человечек в очечках и в полосатой лагерной робе. В Интернете трейлер, на нем тот же человечек. На груди шестиконечная звезда и табличка, как в зоопарке: "Рабинович партизан". Фирменные знаки нового фильма "Гитлер капут!".

    Вокруг фильма шум, граничащий со скандалом. Премьеру хотели дать 9 мая - попытку пресекли. Питерские коммунисты требуют фильм запретить.

    Из-за чего сыр-бор?

    Исходный тезис лихая компания взяла из Маркса: человечество, смеясь, расстается с прошлым. Чтобы расстаться с прошлым, сняли пародию на "Семнадцать мгновений весны". Теперь вместо Штирлица - Александр Исаевич Шуренберг. Почему для расставания с прошлым выбрали имя-отчество Солженицына - гадать бессмысленно. А просто так. Наверное, авторам это кажется смешным.

    Завязка такая. Цитирую дикторский голос, пародирующий Ефима Копеляна из знаменитого сериала: "Вторая мировая война подходила к концу. Гадалка SS информировала руководство, что только смерть везучего партизана Рабиновича сможет заставить распутную фортуну снова повернуться лицом к Рейху".

    Партизана ведут на расстрел, немецкий конвой горланит "Чунга-чанга". Смешно? Сейчас будет еще смешнее. Партизан тот самый, в очечках. Его играет Михаил Галустян из телевизионной умориловки "Наша Раша". Актер талантливый, играет смешно: трясется и кочевряжится в лагерной пижамке, лепечет: "Товарищи оккупанты, произошло какое-то недоразумение. Я в партизанском камерном оркестре играл на клавесине и в диверсиях против вас не принимал никакого участия. У меня с детства аллергия на автоматную очередь. К тому же у меня гастриты и диабеты, мне расстрел категорически противопоказан районным терапевтом".

    Зрители упоенно ждут, когда прозвучит автоматная очередь. И ржут, когда стена за Рабиновичем обрушится, а Рабинович останется неубиваемым. Зрители фильма молоды, войны не нюхали, им все равно, над чем смеяться.

    Ржут не все. Кто-то задумывается: а над чем предлагают смеяться? Над партизанами? Или над евреями? И с чем, хохоча, расставаться? С памятью о том, чего стоила победа над гитлеровцами? И при чем тут "Гитлер капут!", если пока капут одному Рабиновичу? Ни Ксения Собчак в роли Евы Браун, ни Юрий Стоянов - Борман, ни Михаил Крылов - Гитлер не вызывают никаких сатирических ассоциаций, а выдают одну только натужную обязанность стебаться - бессмысленно и беспощадно.

    Это называют юмором нового поколения. Причем, как сказала одна девушка на обсуждении фильма, это тонкий юмор. "Я смотрю второй раз, - сказала девушка, - и второй раз хихикаю, как сумасшедшая, и животик болит".

    После такого комплимента любой юморист должен повеситься: юмор вызывает смех, а хихиканье - это от щекотки. Даже то, что животик болит, - не случайно. Картина действует на зрителей чисто физиологически. Людей с чувством юмора, например, будет тошнить от зэковских шуточек: "Шуренберг летел в гестапо на стрелку с фюрером. Фюрер давно сидел на измене, и его тянуло на душные совещания. "Скорее бы пятница!" - думал разведчик".

    В любом поколении есть юмористы талантливые, есть бездарные и есть вообще неюмористы. Но телевидение годами выдает за юмор то, что в аптеках продается под названием "слабительное", и эти усилия не могли пройти даром: появились зрители, которые начинают хихикать уже при одном виде таких таблеток. ТВ и подготовило киноизделиям уровня "Гитлера" благодарную зрительскую аудиторию. Не случайно в фильме нет актеров, а есть так называемые телезвезды. Они подтвердили свою актерскую несостоятельность и человеческую небрезгливость.

    У людей с развитым социальным чувством фильм вызвал протест. Один из авторов интернет-блогов задается вопросом: "На очереди что, гламурная комедия под названием "Как я провел лето в Освенциме"?"

    Впрочем, на сайте фильма я обнаружил и другие мнения - вполне авторитетных людей. Например, публицист и общественный деятель Алла Гербер назвала картину замечательным хулиганством. Мне это показалось невероятным: во-первых, я знаю ее как человека с чувством юмора, во-вторых, было непонятно, как президент фонда "Холокост" может поддерживать фильм, который над Холокостом потешается. Чтобы прояснить загадку, я спросил Аллу Гербер, неужели ей понравилось это кино.

    "Этот вопрос задают мне многие, - сказала Алла Гербер. - На самом деле произошел печальный казус: я опоздала на фильм. И не видела позорного эпизода с партизаном, о котором все с возмущением говорят. После фильма авторы спросили мое мнение. Обижать их не хотелось, и я сказала что-то нейтральное: мол, временами я даже смеялась. Не стану сейчас говорить банальные вещи: это кино не мое. Хотя, думаю, так могли бы сказать многие. Это стеб, не всегда талантливая клоунада. Конечно, смеяться можно над всем, но есть вещи, которые для здорового человека - за гранью смеха. Говорить обо всем этом авторам на просмотре я считала неуместным и не сказала ничего плохого, хотя не сказала и ничего хорошего. Но в результате меня самым вульгарным образом использовали. Для нас, критиков, это очень поучительная история".

    В сущности, русско-калифорнийский режиссер Марюс Вайсберг может гордиться определенным новаторством: он первым пробил для хихиканья лазейку в доселе запретную зону. Над героикой и человеческими трагедиями войны пока еще никто не хихикал.

    Вайсберг считает себя последователем знаменитого Мела Брукса. Да, у Брукса есть фильм "Продюсеры", и там - смешная издевка над фюрером, который поет со сцены "Хайль мне, хайль любимому!" и, подобно многим нашим современникам, считает, что политика - это большое шоу. Что и ввергло его в гибельные авантюры. Но высмеять все это значительно труднее, чем обрядить артиста Галустяна в полосатую робу. Режиссеру Вайсбергу кажется, что он делает все то же самое, что Мел Брукс. Но на этот счет есть сказка про Царевну-лягушку. Там Василиса Премудрая махнула левым рукавом - сделалось озеро, махнула правым- поплыли белые лебеди. А потом бездарные невестки махнули рукавом - только гостей забрызгали, махнули другим - только кости разлетелись, причем одна - в глаз царю попала. Так и здесь: взмахнули рукавом - вышел большой пшик. А причина проста: уметь надо!

    На сайте IMDb голосующие зрители выставили фильму рекордно низкую оценку - 1,9 балла из 10 возможных. Таких оценок на этом сайте удостоились немногие, совсем бросовые фильмы. Что делать с такими фильмами? Запрещать, как требуют питерские коммунисты? Но это значит - вводить бездарность в ранг чуть ли не диссидентов. Должно работать общественное мнение. Такие фильмы в нормально функционирующем обществе проваливаются. К ним относятся с брезгливостью, как к дурному поступку, который принято не замечать. Их просто не возьмут директора кинотеатров: оттолкнет источаемый таким продуктом запах.

    Но мы сегодня живем под девизом: "Деньги не пахнут". И на все можно ответить: а у нас такой юмор, вам не понять. В одной Москве "Гитлер" оккупировал около сотни экранов. Смешно?

    Поделиться