25.09.2008 01:00
    Поделиться

    Казахстан меняет налоговую политику

    В сентябре текущего года правительство Казахстана внесло на рассмотрение парламента страны проект нового Налогового кодекса. Этого события в стране ждали довольно давно. О том, что политика в области налогообложения нуждается в реформировании, в республике говорили на протяжении нескольких лет. Однако свойственная казахстанской политической традиции взвешенность в принятии достаточно серьезных решений не была нарушена и на этот раз.

    Весной, выступая перед парламентом со своим ежегодным посланием, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что действующий в стране Налоговый кодекс выполнил свою задачу - стал основой для выстраивания рыночных отношений, но пришла пора разработать и принять новый, более совершенный документ.

    Принятие нового Налогового кодекса для республики очень своевременно. Казахстан сейчас переходит на новый этап развития. Рост, основанный на восстановлении постсоветского хозяйства 90-х годов, сейчас сменяется ростом, основанным на диверсификации и инвестициях в новые отрасли экономики.

    Собственно, принимаемые в Казахстане меры в области экономической политики, проводимой президентом страны и правительством, давно стали примерами взвешенных и результативных решений для всех стран постсоветского пространства.

    Даже в условиях наметившегося в последнее время кризиса на мировых финансовых рынках правительство Казахстана не только не боится идти на радикальное снижение налогов, но делает это сознательно

    Стоит вспомнить, что Казахстан первым еще в период экономической депрессии сформулировал свою программу долгосрочного развития до 2030 года, которую успешно выполняет. Республика первой из нефтедобывающих стран, входящих в СНГ, перешла на формирование так называемого ненефтяного бюджета, первая создала свой Национальный фонд, который аккумулирует доходы от нефтяного сектора и выполняет стабилизационную и сберегательную функции. Здесь успешно функционирует одна из лучших в регионе банковская система.

    В республике взят курс на диверсификацию экономики, начата реализация специальной программы по созданию национальных корпоративных лидеров, принимаются административные меры по улучшению условий ведения бизнеса в стране и повышению инвестиционной привлекательности Казахстана. И в этом смысле у республики есть отличный шанс стать привлекательной площадкой для размещения производств различных транснациональных корпораций. Но для этого нужны прозрачные и предсказуемые правила игры, прежде всего в налоговой сфере.

    "Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени". Новый кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков", - заявил глава республики в своем весеннем послании. Более того, по задумке президента Казахстана, новый Налоговый кодекс должен покончить с тем громадным количеством налоговых льгот и преференций, которые в Казахстане имеют отдельные субъекты хозяйственной деятельности и что, по признанию властей, негативно влияет на конкурентную среду в экономике страны.

    Как видно, президентом Казахстана была поставлена сложная, многокомпонентная задача. В новом Налоговом кодексе необходимо предусмотреть систему стимулов для качественного развития экономики, одновременно обеспечив прозрачность налоговой системы, нейтральность в налогообложении, простоту и эффективность налогового администрирования.

    Первое, что бросается в глаза при рассмотрении проекта нового кодекса, это ставки налогов и сборов. Даже в условиях наметившегося в последнее время кризиса на мировых финансовых рынках правительство Казахстана не только не боится идти на радикальное снижение налогов, но делает это осознанно, держа в уме долгосрочные стратегические планы. "Создание более удобной и справедливой для налогоплательщиков налоговой системы будет стимулировать выход бизнеса из тени, развитие малого предпринимательства и новых наукоемких отраслей экономики", - уверен премьер-министр страны Карим Масимов.

    В результате с нынешних 30 процентов до 20 с 2009 года, а затем и до 15 процентов с 2011 года будет снижен корпоративный подоходный налог (КПН). Для того чтобы нашему читателю было понятно, далее мы будем приводить ставки аналогичных налогов, действующих в России. Так вот, казахстанский КПН - это ни что иное, как аналог российского налога на прибыль организаций. Его ставка в нашей стране равна 24 процентам. Постепенное снижение ставки основного налога для казахстанских предпринимателей позволит высвободить значительные оборотные средства, которые, по мнению разработчиков, будут направлены на дополнительное инвестирование в казахстанское производство.

    Стоит отметить, что изменения по КПН коснутся не только его ставки. Разработчики нового кодекса пошли дальше и намерены адаптировать исчисление КПН к международным стандартам финансовой отчетности, что позволит, по их мнению, достаточно точно определять размер налоговой базы и оптимизировать налоговую отчетность по КПН.

    Кроме того, казахстанские реформаторы планируют отменить уплату авансовых платежей для малого и среднего бизнеса, увеличить сроки переноса убытков с 3 до 10 лет. Эти прогрессивные меры должны внести свою лепту в улучшение условий ведения бизнеса для предпринимательства и увеличение инвестиций в производство.

    Интересное для россиян нововведение авторы нового Налогового кодекса Казахстана намерены осуществить с налогом на добавленную стоимость (НДС). Его ставка в Казахстане снижается уже на протяжении нескольких лет. В 2006 году ставка НДС составляла 16 процентов, сейчас - 13, а с принятием нового кодекса она составит уже 12 процентов. У нас ставка НДС составляет 18 процентов.

    Помимо снижения самой ставки НДС, проект нового Налогового кодекса Казахстана предполагает введение системы автоматического возврата НДС, что соответствует передовой международной практике. На первых порах такой возврат коснется крупных налогоплательщиков. В основном это сырьевые компании. Что касается остальных, то им для вхождения в эту систему придется пройти дополнительную налоговую проверку. Но зато потом с возвратом НДС у них не должно возникать проблем.

    Впрочем, новый Налоговый кодекс Казахстана не ограничивается реформой только этих двух налогов. Не менее масштабные изменения ожидаются и в отношении социального налога (аналога российского единого социального налога).

    Разработчики намерены осуществить переход от регрессивной шкалы социального налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Для сравнения: в России действует регрессивная шкала единого социального налога со ставками от 26 до 2 процентов.

    Вместе с тем такое значительное снижение налогового бремени не должно негативно сказаться на выполнении социальных обязательств государства. И поэтому казахстанские реформаторы намерены компенсировать потери бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающий сектор.

    В соответствии с проектом нового Налогового кодекса предлагается исключить стабильность налоговой части контрактов недропользователей. Решительная позиция разработчиков заключается в том, что все налоговые правоотношения должны регулироваться исключительно законом.

    Предусматривается и изменение системы специальных налогов казахстанских недропользователей. Действующий платеж роялти будет заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых полезных ископаемых, рассчитанных, что очень важно, по мировым ценам. И в этом смысле Казахстан использовал опыт нашей страны.

    Кроме того, нефтяные компании, добывающие "черное золото", будут также уплачивать так называемый налог на сверхприбыль.

    В проекте нового Налогового кодекса выполнено поручение президента Н. Назарбаева по обеспечению низкого уровня налоговой нагрузки для малого предпринимательства в Казахстане.

    Сохранены в прежнем виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации. Здесь стоит отметить, что предприниматели Казахстана работают в более выгодных налоговых условиях, нежели российские. Ставки по патенту и упрощенной декларации в Казахстане составляют 2 и 3 процента от дохода соответственно, а вот российский малый бизнес уплачивает налоги по ставке 6 процентов от дохода, а в некоторых случаях и 15.

    Наших читателей заинтересует и ставка индивидуального подоходного налога. Ставка этого налога в Казахстане составляет 10 процентов, ставка аналогичного налога в нашей стране на 3 пункта выше.

    Красной линией в проекте нового Налогового кодекса проходит идея упрощения налогового администрирования.

    Разработчиками предусматривается целый ряд инициатив по оптимизации налоговой отчетности, сокращению частоты ее предоставления, внедрению системы управления рисками как эффективного инструмента налогового контроля.

    К примеру, если сегодня общее количество форм налоговой отчетности для казахстанских предпринимателей - юридических лиц составляет 33 формы, объемы форм по тем же КПН и НДС превышают 230 страниц, то в соответствии с новым кодексом налоговая отчетность в Казахстане будет сокращена порядка на 40 процентов. Это не может не радовать предпринимателей страны.

    Но разработчики идут еще дальше в деле упрощения налоговых процедур. Они намерены увеличить сроки предоставления налоговой отчетности с 25 до 45 календарных дней, установить единый налоговый период для всех налогов, за исключением некоторых, определить единый срок уплаты налогов.

    Надо отметить, что проект нового Налогового кодекса Казахстана предполагает создание в налоговых органах системы управления рисками взамен существующих неэффективных механизмов налогового контроля. Разработчики верят, что это позволит сосредоточить внимание налоговых органов на действительно недобросовестных плательщиках, уйти от тотального контроля и максимально исключить человеческий фактор.

    Таким образом, правительство Казахстана попыталось найти в новом Налоговом кодексе тот баланс или золотую середину между качеством налогового администрирования и интересами налогоплательщиков, о которой говорил президент Нурсултан Назарбаев, определяя общую концепцию нового кодекса.

    На прошлой неделе нижняя палата парламента республики (мажилис) приняла решение подготовить заключение по внесенному правительством проекту Налогового кодекса до 8 октября. По словам председателя мажилиса парламента Аслана Мусина, депутатам предстоит напряженная работа. "Предстоит принять важнейший для экономики страны документ", - заявил журналистам спикер.

    Поделиться