25.09.2008 01:00
    Поделиться

    Мария Городова: Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой как звенья одной цепи

    Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой как звенья одной цепи. Как разорвать эти звенья?

    Бывает, сделанная по глупости ошибка вынуждает нас совершить грех более серьезный. Как разорвать эти звенья, и реально ли?

    "Я подставил напарника"

    "Здравствуйте, Мария! Несколько лет назад моя тетя устроила меня работать на фирму к ее знакомому. Проработал я немного и уже хотел уйти. Но город у нас небольшой, работу найти трудно, и я остался. И скоро понял, что многие сотрудники просто воруют - или у самого хозяина, или у государства. Я считаю, владелец фирмы своей жадностью вынуждал их это делать. Периодически кого-то по мелочам ловили за руку, увольняли, все на время становились осторожней - но ненадолго.

    В итоге я оказался перед выбором: либо уходить, либо принять эти правила игры. Но я был обижен на хозяина, потому что когда он меня еще только принимал на работу, обещал уже через три месяца повысить зарплату. А нагружал меня все больше - за те же деньги я пахал за двоих. Я себя не оправдываю, но в тот момент мне показалось, что я только восстанавливаю справедливость, если забираю то, что и так мое.

    Прошло полгода, а потом - гром среди ясного неба: обстоятельства сложились так, что все могло выплыть наружу. И если бы я ничего не предпринял, подставил бы не только себя, но и тетю, которая устроила меня на работу, а уж она-то нитки чужой в жизни не взяла. Надо было быстро решаться, и мне пришлось сделать так, что в случае, если бы все раскрылось, ответственность легла бы на моего напарника.

    В тот раз все обошлось, но я решил больше судьбу не искушать и ушел на другую работу. С тех пор прошло несколько лет, я уже подзабыл всю эту историю, но вот недавно по этой фирме возбудили дело. Идут тотальные проверки, весь город гудит. Сколько я страху натерпелся, не опишешь. Конечно, чувствую свою вину, особенно перед тем человеком, которого подставил, честно говоря, ночами не сплю, многое передумал. Получается, что раз сделанная от обиды глупость, которую и вспоминать-то не хочется, привела к тому, что я был вынужден сделать еще более серьезный проступок - чтобы все скрыть. Сестра, видя, как я мучаюсь, посоветовала пойти в храм исповедоваться, говорит: "Не бойся, наша исповедь перед Богом, а не перед священником". Но что мне рассказывать? Чего Бог ждет от нас?"

    Алексей.

    Комментарий

    Здравствуйте, Алексей!

    В богословии есть такое понятие - "цепочка греха". Это когда человек, совершив один грех, оказывается в ситуации, когда самым "легким" выходом из нее кажется другой, подчас намного более тяжелый грех. Разорвать эту губительную цепь способно только покаяние. Каким оно должно быть, чего ждет от нас Бог?

    Искушение

    Каждый раз, когда верующие готовятся к исповеди, они обращаются к Богу словами знаменитого 50-го, или покаянного, псалма:

    Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,

    И по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

    Покаянный псалом был написан царем Давидом, "когда приходил к нему пророк Нафан, после того как Давид вошел к Вирсавии". История, произошедшая почти три тысячи лет назад в Иерусалиме, помогает понять, как грех проникает в душу и овладевает ею, как выстраивается цепь греховных поступков. Библия рассказывает, к чему приводит грех, и, наконец, главное: как человек может искупить свой грех.

    Искушение настигает Давида, когда он взошел на вершину власти. Бывший пастух, военачальник завистливого царя Саула, давно уже сам царь. В центре его столицы высится роскошный дворец. Особое, чисто восточное величие придает его двору быстро разрастающееся семейство - в Библии упоминаются имена восьми жен царя, не считая безымянных наложниц. В свободное от государственных дел время Давид разбирает тяжбы подданных он проницательный судья. Казалось бы, благословение Божье неизменно почивает на нем.

    "Однажды под вечер, встав с постели, - начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, - он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива". И послал Давид разведать, кто она. Ему ответили, что это Вирсавия - жена Урии, находившегося в тот момент на войне. Одно это должно было бы охладить пыл Давида - к браку на Древнем Востоке относились с почтением. Но нет, известие о том, что перед ним жена воина, не стало преградой: по-видимому, Давид уже давно отвык отказывать себе хоть в чем-то. "Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею". "Сделавшись беременною", Вирсавия сообщает об этом царю. По закону Моисея за прелюбодеяние обоим виновникам полагалась смерть, потому Давид решает вызвать из войска Урию - под предлогом того, что хотел бы узнать от него новости с поля боя.

    Ход мысли Давида прост: после приезда Урии домой беременность Вирсавии не вызывала бы вопросов. Поговорив с ничего не подозревающим Урией, Давид милостиво отпускает его: "Иди домой, омой ноги свои". И вслед, в знак особой чести, посылает кушанья со своего стола. Каково же было удивление Давида, когда на утро он узнал, что Урия к красавице жене не пошел, а ночевал с воинами у ворот царского дворца. Вечером Давид опять зовет к себе воина и на этот раз не только кормит его, но и поит вином. Расчет Давида не оправдался и на этот раз - ночевать домой Урия не пошел. Разгадка поведения Урии в его честном характере: он воин, в стране идет война, его товарищи в поле, и он не считает возможным в такой момент идти в свой дом, чтобы там "и есть, и пить, и спать со своею женою".

    На следующее утро, узнав, что план провалился, Давид решает избавиться от мужа Вирсавии. Он пишет письмо своему военачальнику, в котором просит того "поставить Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступить от него, чтобы он был поражен и умер", - так расчетливый Давид пытается придать убийству вид случайности. Причем письмо он отдает самому Урии. Конечно, военачальник исполняет роковой приказ царя. Урия погибает. Так одно преступление - прелюбодеяние - было сокрыто следующим, один грех повлек за собою другой.

    Расплата

    Когда Вирсавия отплакала положенное, Давид забрал ее во дворец, а вскоре у них родился сын. Казалось бы, если не брать в расчет беднягу Урию, все в конце концов устроилось на редкость удачно. И Давиду могло даже показаться, что его преступления забыты, да и никто, собственно, так ни о чем и не узнал. Но 11-я глава 2-й Книги Царств, в которой и рассказывается история грехопадения царя Давида, заканчивается словами: "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа".

    Пройдет немного времени, и как гром среди ясного неба прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде. К царю приходит посланный Богом пророк и рассказывает ему притчу. "В одном городе жили два человека - богатый и бедный. У богатого было много скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которая была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее..."

    По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что это одно из таких дел. Выслушав пророка, он в негодовании воскликнул: "Смерти достоин такой человек!" И тут как гром среди ясного неба раздается: "Ты и есть тот, кто сделал это!" Предназначение пророков - быть устами Господа, потому притча, рассказанная Нафаном, это только форма, ею пророк Нафан должен был разбудить сердце царя. Перед онемевшим Давидом раскрывается бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал: "За то, что поразил мечом Урию, не отступит меч от дома твоего навеки... То, что ты сделал тайно, Господь сделает тебе явно..." Наказание не заставляет долго ждать - после болезни умирает сын Давида и Вирсавии.

    Вот эти события и предшествовали рождению 50-го покаянного псалма. Через толщу тысячелетий мы слышим скорбный плач, взыскующий к Богу:

    Не отвергни меня от лица Твоего

    И Духа Твоего Святаго не отними от меня.

    Возврати мне радость спасения Твоего

    И Духом владычественным утверди меня... ( Пс. 50. 13-14).

    И дальше, как открытие:

    Жертва Богу - дух сокрушенный;

    Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50.19.)

    Оказывается, Бог не нуждается в жертвах, сжигаемых на ветхозаветных жертвенниках. Сердце, исполненное искренним покаянием и смирением, - вот чего ждет от человека Господь. Рожденная плачем души, плачем о своей греховности, молитва становится возможностью для грешного человека приблизиться к своему Создателю, припасть к Его коленям, попросить Его помощи. Покаяние становится той лествицей, которая не просто возводит человека туда, откуда он ниспал, но и поднимает до невиданных высот духа.

    Уважаемые читатели!

    Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.

    Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

    Адрес электронной почты Марии Городовой:

    pisma-maria@mail.ru

    Поделиться