24.09.2008 03:20
    Поделиться

    Навести порядок в небе над Ставропольем не удается

    Воздушное пространство Северного Кавказа незаконно бороздят более сотни различных летательных аппаратов - от самолетов Ан-2 до самодельных мотодельтапланов. По словам сотрудников правоохранительных органов, они не только отнимают хлеб у государственной сельхозавиации, но и могут быть использованы для совершения терактов.

    Полет в никуда

    Как рассказали в УФСБ по Ставропольскому краю, половину авиационно-химических работ на полях Ставрополья выполняют воздушные суда, владельцы которых не имеют необходимых сертификатов и лицензий. Работают без плана полетов и диспетчерского разрешения, используют технику с просроченным ресурсом и заправляются некачественным топливом.

    - Они создают реальную угрозу безопасности нашего региона, в котором немало стратегических объектов, - рассказал заместитель начальника ставропольского УФСБ РФ Сергей Егоров. - В крае расположено 216 оперативных аэродромов малой авиации. Из них более 30 имеют бетонно-асфальтовое покрытие. Причем около 50 распложены рядом с административной границей с соседними республиками, в которых нестабильная оперативная обстановка. В осеннее-весенний период ситуация осложняется еще тем, что эти воздушные суда могут производить взлет и посадку с любого поля, имеющего ровную площадку длиной 150 метров.

    По словам начальника милиции общественной безопасности ГУВД по СК Михаила Кабанова, из 34 мест базирования шесть не отвечают требованиям безопасности. Воздушные суда находятся не в ангарах и аэродромах, а на землях селян, но никакой ответственности за несоблюдение мер антитеррористической безопасности ни владельцы судов, ни сельхозпредприятия не несут. Остальные взлетные площадки - под контролем сторожевых постов, которые также не в состоянии обеспечить сохранность находящихся там самолетов и вертолетов.

    Ставрополье, как показывают проверки, проведенные сотрудниками оперативно-разыскной части Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, - в тройке лидеров среди регионов ЮФО по количеству фактов незаконного использования незарегистрированной авиа-техники. В основном "черные борта" занимаются химической обработкой сельскохозяйственных культур и почвы. Их услуги очень востребованны, особенно когда надо в сжатые сроки подкормить посевы удобрениями. Как правило, работы выполняются отстраненными от полетов по состоянию здоровья летчиками.Они бороздят просторы Ставрополья на неподготовленных судах, причем на предельно малых высотах, без диспетчерского и медицинского контроля и метеоинформации. При этом не производятся никакие виды оплат за авиационное обеспечение. Поэтому себестоимость авиационно-химических работ у "черных бортов" значительно ниже, чем у законопослушных авиапредприятий. Это привлекает сельхозпроизводителей, экономящих на каждой копейке.

    - Мне все равно, какой самолет будет проводить обработку почвы, - рассказал фермер из Петровского района Роман Сальченко. - И мне нет дела до обучения пилотов, инструктажа перед вылетом. Главное, чтобы было недорого и быстро.

    Без инструктажа

    С ним категорически не согласны представители силовых структур. По мнению заместителя начальника ставропольского УФСБ РФ Сергея Егорова, незаконная эксплуатация воздушных судов, бесконтрольность экипажей, самовольное утверждение летных заданий и другие нарушения приводят к авиационным происшествиям с тяжелыми последствиями. К примеру, в июне этого года в Труновском районе потерпел крушение самолет Ан-2. Он упал всего в двух километрах от частных домовладений поселка Новотерновского. При ударе о землю "кукурузник" загорелся. После тушения огня среди обломков были обнаружены останки двух тел.

    - В течение продолжительного времени милиция не могла опознать личности погибших и принадлежность самого самолета, - рассказал Михаил Кабанов. - Только после длительных и кропотливых разыскных мероприятий были найдены владельцы упавшего борта и установлены имена потерпевших крушение летчиков, проводивших обработку полей химикатами.

    Конечно, за работу без лицензии на владельца самолета по административному законодательству налагается штраф, но он составляет немногим более двух тысяч рублей. Сумма смешная, если сравнивать ее со стоимостью выполняемых авиационных работ и их количеством. А летчикам за нарушение порядка использования воздушного пространства грозит всего лишь предупреждение.

    Пираты в огороде

    - Отсутствие серьезных наказаний - еще один стимул для процветания воздушного беспредела, - уверены в Северо-Кавказском управлении внутренних дел на транспорте. И бороться с ним, а эту функцию возложили на местные правоохранительные органы, очень сложно. Участковым уполномоченным вменено в обязанность собирать сведения о владельцах самолетов и дельтапланов, незаконно работающих на сельхозугодьях. При их обнаружении милиционеры должны информировать транспортную прокуратуру и налоговые органы. Это в идеале, а реально стражам порядка некогда гоняться за самолетами. Потому что и без них проблем на своих участках хватает. Тем более что небольшие летательные аппараты легко меняют места базирования, прячась то на перевалках, то на полевых станах, а то и просто в огородах селян. При всем этом у авиаторов столько бумаг, что разобраться в них и тем более определить их подлинность участковым уполномоченным просто не под силу, потому что нужны специальные знания. Нередко у хозяев частных бортов на несколько самолетов имеется один пакет документов.

    - На фюзеляж второго судна наносится тот же бортовой номер, что и на оригинал, и самолет-двойник благополучно трудится на различных сельхозугодьях, приносит хорошую прибыль хозяину, пилотам и нанимателям, - утверждает Сергей Егоров.

    На основании материалов, собранных сотрудниками краевого УФСБ, Ставропольской и Минераловодской транспортными прокуратурами, за два года вынесено 25 постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении физических и юридических лиц.

    Сотрудники надзорных органов совместно с инспекторами государственного авиационного надзора провели 34 проверки законности использования летной техники и режима охраны оперативных аэродромов. По их результатам в Южное управление государственного авиационного надзора направлено 16 информаций об угрозах безопасности. Однако радикально изменить ситуацию не удается.

    - Итоги рейдов показали значительное увеличение по сравнению с прошлым годом фактов несанкционированного использования воздушного пространства, выполнения незаконных авиационно-химических работ, - подчеркнул заместитель начальника УФСБ по Ставропольскому краю.

    Комментарий

    Игорь Жуков, начальник Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, генерал-майор милиции:

    - В настоящее время нами создается информационная база, которая будет учитывать самолеты, точки их постоянного и временного базирования, количество лиц, обслуживающих данные борта, в том числе техперсонал и пилотов, собственников, имеющуюся документацию и многие другие факты, которые, надеюсь, позволят навести необходимый порядок в этом вопросе. Ну а если говорить о законодательном решении проблемы, то следует отметить, что пока к тем, кто заказывает подобные услуги и соответственно оплачивает их, не станут применять жестких мер, "черные борта" по-прежнему будут бороздить воздушное пространство Северного Кавказа и являться потенциальной угрозой как для жилых кварталов, так и различных объектов, имеющих стратегическое значение.

    Поделиться