19.09.2008 05:50
    Поделиться

    На расшифровку информации с "черных ящиков" разбившегося авиалайнера уйдет несколько недель

    Выяснение причин катастрофы пассажирского самолета авиакомпании "Аэрофлот-Норд" идет полным ходом. Специалисты Межгосударственного авиакомитета приступили к расшифровке записей, сделанных "черными ящиками".

    Бортовые самописцы были очень сильно повреждены. Несмотря на значительные трудности, специалистам, как официально заявил МАК, все-таки удалось практически полностью считать информацию, содержавшуюся на речевом и параметрическом самописцах.

    Однако это лишь первый шаг к выяснению того, что послужило причиной падения самолета и что происходило на его борту в момент катастрофы. Сейчас наступает самый ответственный момент - детальная расшифровка полученной информации. На это может уйти от нескольких дней до нескольких недель. Процесс действительно схож с расшифровкой, так как специалистам буквально по обрывкам слов придется восстанавливать смысл сказанного и по самым слабым, подчас также рваным "отпечаткам" параметрических сигналов воссоздавать достоверную картину работы всех систем и узлов самолета до момента его столкновения с землей.

    Завершен также сбор всех фрагментов самолета. По сложившейся практике расследования таких катастроф из всего, что удалось собрать, специалисты постараются выложить контур авиалайнера.

    Это поможет экспертам уточнить многие важные детали, в частности, где и в какой момент времени произошло разрушение машины, как развивался сам процесс.

    Рассуждая о возможных причинах, приведших к падению самолета, многие летчики, работающие на иностранных бортах, высказывают интересную мысль. По их словам, современные западные авиалайнеры по своему управлению все больше напоминают летающий компьютер, и пилот по сути становится оператором огромной крылатой ЭВМ. Самые продвинутые самолеты могут осуществлять в автоматическом режиме не только сам полет, но и посадку. Летчику остается лишь контролировать показания приборов.

    Обратной стороной такой автоматизации становится то, что у пилота, чем больше он летает в автоматическом режиме, тем больше падает квалификация именно как пилота. И в критический момент он зачастую может допустить роковые ошибки в технике пилотирования при экстремальной ситуации.

    Впрочем, к летчикам российских авиакомпаний это пока не относится. Они все-таки летают не на самых современных самолетах и держать штурвал в руках еще не разучились.

    Тем не менее ряд опытных пилотов и специалистов по летной безопасности считает, что на борту разбившегося "Боинга" случилась какая-то нештатная ситуация, с которой экипаж справиться не смог. Возможно, произошел сбой в системе управления, и самолет вместо снижения начал самопроизвольно набирать высоту. Возможно, возникли проблемы с двигателем.

    Что касается появившихся сообщений о том, что виной всему стала неисправность автомата тяги, то эту версию практически все летчики и эксперты, с которыми удалось поговорить, считают беспочвенной.

    Вот что рассказал нашей газете заслуженный пилот России, пилот первого класса, имеющий 36 лет летного стажа - заместитель начальника инспекции безопасности полетов компании "Аэрофлот" Георгий Николаевич Матвеев.

    По его словам, автомат тяги не способен привести к существенным перебоям в работе моторов и, как следствие, к потере управления самолетом. Автомат тяги работает лишь в комплексе с автопилотом и предназначается для удержания скорости в заданном режиме. Когда автопилот выключается, к примеру, при заходе на посадку, то выключается и автоматическое управление тягой двигателей.

    На борту разбившегося самолета автомат тяги по какой-то причине, которая сейчас устанавливается, вообще отключили еще 10 сентября, и предыдущие рейсы были выполнены без него. Кстати, обнаружился этот странный факт только сейчас, и специалисты пытаются выяснить, отчего это было сделано.

    Кроме того, Георгий Матвеев заявил, что он бы не спешил с утверждением о возгорании одного из двигателей и тем, что именно пожар мог стать причиной потери управления самолетом. Как сказал Матвеев, в "Аэрофлоте" проводятся постоянные тренировки, имитирующие пожар и остановку одного из двигателей. Летчики до автоматизма отрабатывают свои действия в такой ситуации и спокойно сажают самолет. Проводились и летные испытания, когда в полете намеренно выключался один из моторов. Двухдвигательная машина без проблем шла заданным курсом и затем совершала посадку.

    Между тем

    Кроме того, Георгий Матвеев заявил, что он бы не спешил с утверждением о возгорании одного из двигателей и тем, что именно пожар мог стать причиной потери управления самолетом. Как сказал Матвеев, в "Аэрофлоте" проводятся постоянные тренировки, имитирующие пожар и остановку одного из двигателей. Летчики до автоматизма отрабатывают свои действия в такой ситуации и спокойно сажают самолет. Проводились и летные испытания, когда в полете намеренно выключался один из моторов. Двухдвигательная машина без проблем шла заданным курсом и затем совершала посадку.

    Действительно, похоже, что истинную причину страшной трагедии нам расскажут лишь "черные ящики".

    кстати

    По данным расшифровки и изучению фрагментов двигателей самолета на месте происшествия не выявлено пожара двигателей и разрушения самолета в воздухе.

    Многие утверждали, что своими глазами видели пылающий "Боинг", несущийся к земле. Потом нашли двигатели разбившегося самолета, один из которых обгорел сильнее, чем другой. Это укрепило версию о том, что причиной катастрофы стал пожар в правом движке.

    И состоявшуюся вчера пресс-конференцию председателя Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитете Алексея Морозова можно считать сенсационной. По его словам, оба двигателя работали вплоть до столкновения самолета с землей. Что подтверждает точку зрения ведущего специалиста по обеспечению безопасности полетов "Аэрофлота". Но тогда что же "падало, подобно комете"?

    В настоящее время Техническая комиссия работает на месте происшествия. Вместе с российскими специалистами в причинах аварии разбираются уполномоченные представители США как государства-разработчика и изготовителя воздушного судна, Франции как государства-изготовителя двигателя, Великобритании как государства-регистратора воздушного судна. В состав комиссии также входят представители Росавиации, Ространснадзора, Росаэронавигации, Росгидромета, других ведомств и организаций.

     

    Поделиться