10.09.2008 01:00
    Поделиться

    Известный режиссер Евгений Татарский отмечает юбилей

    Сегодня режиссеру Евгению Татарскому исполнилось 70 лет

    Зрители любят его фильмы "Золотая мина", "Лялька-Руслан и друг его Санька", "Колье Шарлотты", "Джек Восьмеркин, американец", "Презумпция невиновности", "Тюремный романс". Классикой отечественного кино считаются снятые для телевизионного экрана "Ниро Вульф и Арчи Гудвин", "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы" ("Приключения принца Флоризеля").

    Мастер детективного жанра, "зрительский" режиссер, он снимал отдельные фильмы сериалов "Улицы разбитых фонарей" и "Убойная сила". В интервью "Российской газете" Евгений Татарский рассказал, как снимал Олега Даля и почему Марина Влади не сыграла у него Екатерину Великую.

    Российская газета: Недавно по ТВ прошел костюмный фильм ужасов "Пьющие кровь", который вы сняли на "Ленфильме" в 1991 году по мотивам повести "Упырь" Алексея Толстого. Марина Влади играет вампиршу, пожилую генеральшу, бабушку молоденькой красавицы... В то время у нас в стране фантасмагорию, ужастики не снимали, да еще с таким названием!

    Евгений Татарский: Ну, не такие уж это и ужастики... Мне за него не стыдно, я не краснею, когда говорю, что являюсь автором. С Мариной Влади меня познакомил Володя Высоцкий. Он вместе с ней приехал к нам на съемки в Ленинград. Я был тогда вторым режиссером у Иосифа Хейфица на картине "Плохой хороший человек", где снимался Высоцкий. Он очень хотел, чтобы мы взяли и Марину, просил меня поговорить с Хейфицем. Помню, как мы познакомились с Влади. Она сидела в павильоне, в углу, и читала Чехова. Потом мы частенько встречались - чаще за столом. Не помню, как, с чьей подачи возникла идея снимать "Пьющие кровь". Сценарий я попросил написать Артура Макарова, а он дружил с Володей и Мариной. На роль бабушки мы сразу пригласили ее, барышня замечательно выглядела. Гонорарами французскую актрису мы увлечь не могли. И тогда она предложила: "Я снимусь у вас с условием, что в следующем фильме по сценарию Артура главная роль - моя". Договорились. Тот сценарий, "Последний роман императрицы", я читал. Классная история, человеческая. Она до сих пор лежит у меня на двух языках - французском и русском. Сегодня фильм был бы злободневен. В финале Потемкин дарит Екатерине Крым. Из-за утеса выплывает российский флот...

    Марина жутко хотела сыграть эту роль! Она все время говорила мне: "Женя, давай скорее снимать, пока еще со мной не противно ложиться в постель!" (В фильме рассказывалось про любовников императрицы).

    В это время мы снимали кусок "Пьющих кровь" в Италии. Мне звонит директор "Ленфильма" Голутва: "Японцы снимают у нас "Сны о России", хотят занять в эпизоде в роли Екатерины II Элизабет Тейлор. Но она заболела. А у них всего три дня". И тогда я предложил: "Возьмите Влади". Марина слетала в Ленинград, снялась и вернулась к нам. "Все в порядке?" - спрашиваю. - "Женя, спасибо тебе большое, они заплатили мне так (сделала красивый французский жест), что закрыты все проблемы с гонорарами по твоей картине".

    А потом японский продюсер фильма "Сны о России" устроил всемирную премьеру и пригласил артистов. Пока они ездили по разным городам, Марина убедила его взяться за картину про императрицу. Когда они приехали в Ленинград и устроили пресс-конференцию по поводу "Снов", этот продюсер сказал, что следующий его проект будет в России, в Ленинграде, в главной роли - Марина Влади, режиссер - Евгений Татарский. Журналисты ахнули.

    Но начался коллапс в стране. На что снимать? И все тихо ушло в вату. Так эта история и закончилась.

    РГ: Многие наши кинозвезды, цвет советского кинематографа, снимались у вас - Николай Крючков, Евгений Евстигнеев, Юрий Богатырев, Михаил Пуговкин, Михаил Глузский, Олег Даль, Игорь Дмитриев, Любовь Полищук, Александр Абдулов...

    Татарский: Вы знаете, недавно я смотрел по "Культуре" кусок из "Флоризеля", и мне было очень больно и горько: кроме Баниониса, никого нет в живых, все ушли - и художник Исаак Каплан, и артисты. Пустыня. А звезды... Счастье, что этих людей можно назвать звездами. Просто они были очень талантливыми, поэтому я и приглашал их сниматься.

    РГ: Интересно, как Олег Даль согласился сняться в вашей короткометражке "Пожар во флигеле", да еще и в эпизоде?

    Татарский: Могу рассказать. Я работал на картине "Плохой хороший человек", где Даль играл Лаевского. У нас сложились хорошие товарищеские отношения. И когда мне надо было снять дипломную работу, я позвонил Олегу в Москву, сказал, что это короткометражка, 20 минут, всего пять слов. Ни за что не догадаетесь, как он отреагировал. Только и спросил: "Женюра, когда приезжать?" Назавтра он приехал на студию, придумал себе костюм - замечательный! Фильм получил главный приз на международном фестивале в Мюнхене. По-моему, это был первый западный приз советского телевидения.

    После этого я взялся за "Золотую мину". Вопрос, будет ли играть Олег, даже не возникал. Только кого? Милиционера? Господи, это смешно. Преступника? Тоже не очень. Хотя почему бы и нет? Пусть он будет умным, хитрым, даже интеллигентным, пусть в финале зритель сочувствует ему. Об этом я сказал Артуру Макарову, который как обычно перелицовывал плохой сценарий. И композитору Исааку Шварцу, писавшему музыку. В результате я получил то, что хотел. Поэтому в следующий фильм "Приключения принца Флоризеля" снова позвал Даля. У нас в стране больше и не было принцев - только Олег! Посмотрите на его руки, пальцы, фигуру, лицо, глаза, как он сидит, ходит, смотрит. "Нет, Даля мы вам не утвердим, - сказали мне чиновники. - У него глаза пустые". У Олега пустые глаза?! Причины были, конечно, другие. "И Игоря Дмитриева не будет. Надоел уже. А Полищук - ее уже сняли, хватит". "Тогда снимайте сами!" - заявил я. Что мне позволяло так разговаривать с начальством? Был Гран-при за "Пожар...", который стоял в кабинете руководителя объединения "Экран" Гостелерадио СССР. Этот громадный глобус мне не отдали. А уж о денежном призе вообще смешно говорить, это даже не обсуждалось. Пообещали прислать мне копию диплома. Думаете, прислали? Нет!

    РГ: Я восхищаюсь вашим даром рассказчика. Ваши земляки и коллеги Игорь Масленников, Виталий Мельников, Леонид Менакер давно уже написали книги, а вы что же? Кладезь невероятных историй, актерских и режиссерских баек...

    Татарский: А я еще не написал, я самый молодой среди них! (Смеется). Я рассказчик хороший, а писать не умею. Мой текст на бумаге многое потеряет. Потом вас же подкупают интонации, глаза, при этом я что-то изображаю. Все это важно. Недаром Ираклий Андроников выступал с устными рассказами.

     

    Поделиться