10.09.2008 05:00
    Поделиться

    Итоги Всероссийской сельхозпереписи: почти половина сельхозпродукции в России производится на личных подворьях

    Теперь мы знаем, сколько телят было у нас в стране 2 года назад, сколько картошки, сколько кур-несушек. Сегодня "Российская газета" публикует основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

    Для того чтобы обработать переписные листы и окончательно подытожить всю собранную информацию о российском сельском хозяйстве, потребовались титанический труд и уйма времени. Тех поросят, которых считали переписчики, мы давно уже съели. И сколько их хрюкает сейчас в сараях, хлевах и свинарниках не знает никто.

    Однако первые итоги переписи были опубликованы вскоре после этой всероссийской акции. И дали пищу для размышления и аграриям, и статистикам. Последние были потрясены, например, полученными данными о производстве картофеля в личных подсобных хозяйствах. Оказалось, что они на треть меньше, чем считалось ранее.

    Дело в том, что статистики, конечно, не в состоянии в натуре следить за каждой грядкой. Поэтому они каждый год умножали примерную площадь деревенских картофельных наделов на примерную урожайность и так год за годом выводили цифру, на основании которой потом ученые рассчитывали потребность в импорте, например, или потребление на душу населения. А оказалось, что во всех этих данных накопилась изрядная ошибочка.

    Некоторые горячие эксперты даже предлагают теперь вообще не учитывать в балансе производства-потребления то продовольствие, которое личные подсобные хозяйства вроде бы производят, но никуда не продают. То есть приравнять ту же крестьянскую свинью к волнистому попугайчику, которых никто пока вроде бы не считает. А то, что хозяин хавроньи ее потом съест, это в конце концов его личное дело.

    Сторонники этой точки зрения полагают, что, перестав учитывать нетоварное производство, мы получим "реальную картину бедствия".

    Однако другие специалисты им возражают: в ЛПХ производится примерно половина всего российского сельскохозяйственного сырья, и пренебрегать такими объемами невозможно.

    Между прочим, перепись показала, что владельцы подворий производят свою "половину еды" на 8,8 процента всех сельскохозяйственных угодий. Эта цифра заставляет чесать затылки тех аграриев, которые активно ратуют за развитие только крупного высокотехнологичного хозяйства. В стратегической перспективе они, видимо, правы. Но пока мелкий частник свои позиции сдает крайне неохотно.

    Может, правда, он бы и сдал их с удовольствием, но пока зарплата в сельском хозяйстве вдвое ниже, чем в среднем по экономике. И без урожая с собственного "пятачка" в деревне просто не выжить. Многие, очевидно, сосредоточены только на нем - в сельскохозяйственных организациях работают меньше трех миллионов человек, в то время как живут в сельской местности около 37 миллионов.

    Правда, переписчики обнаружили 1,5 миллиона личных подсобных хозяйств с заброшенными земельными участками. А это 8,5 процента их общего количества. Деревни стареют и умирают не только на севере, но и на благодатном юге. Кроме того, собирать и сдавать металлолом в части регионов России все еще выгоднее и престижнее, чем растить картошку и доить коров. С этой - социальной - точки зрения два года, которые ушли на обработку результатов сельскохозяйственной переписи, не такой уж большой срок. Ее результатами еще можно воспользоваться при разработке стратегии развития сельских территорий.

    Поделиться