09.09.2008 00:00
    Поделиться

    Сотовые телефоны выходят из моды

    По данным аналитической компании Gartner, темпы роста продаж мобильных телефонов в мире во втором квартале текущего года снизились почти в два раза по сравнению с тем же периодом года прошедшего.

    За апрель-июнь 2008 года во всем мире продано 304,7 миллиона трубок, что на 11,8 процента больше, чем за первый квартал 2007 года. С одной стороны, рост продаж налицо, но с другой - за тот же период 2006 года он составил 21 процент.

    При этом аналитики отмечают, что в текущем году рост продаж вряд ли сможет серьезно превысить 11 процентов, в то время как в прошлом по итогам года он составил 16 процентов. Причина большинством экспертов называется одна - замедление темпов роста мировой экономики.

    Наиболее активны в приобретении новых моделей трубок оказались жители Азиатско-Тихоокеанского региона - они приобрели 115 миллионов аппаратов, на втором месте - Восточная Европа, Ближний Восток и Африка с показателем в 56 миллионов проданных телефонов, а на третьем - Северная Америка, жители которой приобрели 44,1 миллиона сотовых.

    К сожалению, отдельных данных по России в обзоре Gartner не приведено. Однако, по информации ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в Россию за второй квартал было поставлено 9,5 миллиона трубок, причем по итогам года аналитик ожидает превышения планки в 38 миллионов аппаратов.

    Несколько меньшую цифру называют аналитики одной из компаний, занимающихся продажами сотовых телефонов в России. По их оценкам, в 2008 году объем продаж вырастет и составит 35 миллионов телефонов на сумму 7,5 миллиарда долларов.

    Стоит отметить, что тенденция насыщения рынка возникла не во втором квартале 2008 года. По данным той же Mobile Research Group, уже в начале апреля запасы на складах продавцов сотовых телефонов составляли 6 миллионов трубок против 4 миллионов на конец первого квартала. А товарный запас в начале года не превышал 2,5 миллиона трубок.

    Интересно, что одновременно с падением темпов роста продаж мобильных телефонов в России увеличивается популярность мультифункциональных устройств - смартфонов, коммуникаторов и КПК. Так, по информации аналитической группы SmartMarketing, в первом полугодии 2008 года объем продаж этих устройств на российском рынке составил 1 235 000 единиц. Эта цифра на 21 процент больше, чем за тот же период 2007 года.

    Интересно, что среди специалистов до сих пор не существует четкого понимания в определении, какое устройство следует считать смартфоном, а какое - коммуникатором. Однако большинство придерживается того мнения, что коммуникатор - это КПК с встроенным GSM-модулем, позволяющим принимать звонки и звонить самому, а смарт фон - это функциональность коммуникатора в формфакторе телефона.

    Наибольшую популярность среди тех пользователей, кто желает иметь под руками, что называется "все и сразу", приобрели именно смартфоны. Дело тут, скорее всего, в консерватизме основной массы пользователей, в результате которой они выбирают устройства, больше похожие на стандартный сотовый телефон. По данным SmartMarketing, доля рынка смартфонов в первом полугодии 2008 года составила 75,3 процента, коммуникаторов - 23,5 процента, на долю КПК пришлось всего 1,2 процента. Если проследить ситуацию в динамике, то можно отметить постепенное увеличение популярности коммуникаторов и уменьшение популярности КПК.

    Таким образом можно прогнозировать, что рост продаж будет снижаться в развитых странах Европы и обеих Америк и расти за счет стран Африки и развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Латинской и Центральной Америки. Россия - в данном случае тоже как минимум несколько лет - может демонстрировать рост продаж. Хотя наш рынок уже неплохо насыщен сотовыми телефонами (по информации Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), 100-процентная насыщенность наступила еще год назад), однако интерес пользователей к новым моделям не угасает и в данном случае будет вступать в дело правильная маркетинговая политика.

    Проникновение сотовой связи среди корпоративных клиентов в России составляет всего 56 процентов, к такому выводу пришли эксперты исследовательского холдинга "Ромир", пишет RBC-daily. Согласно исследованию всего на россий ском рынке присутствует 1,4 миллиона компаний с 75 миллионами пользователей. На данный момент самое высокое проникновение сотовой связи наблюдается в крупных (более 250 человек) и средних (51-250 человек) компаниях: по 70 и 63 процента соответственно.

    Несмотря на то что корпоративные клиенты выгодны для сотовых операторов, серьезно увеличить клиентскую базу в данном сегменте им вряд ли удастся, полагают аналитики. Большая часть компаний, которые бы пользовались корпоративными услугами, ими уже пользуются, а найти новых клиентов будет достаточно сложно.