09.09.2008 07:00
    Поделиться

    Саркози уверил Медведева, что Россия и ЕС обязательно найдут общий язык

    Вчера российское руководство ознакомило президента Франции Николя Саркози, выполняющего роль посредника между Россией и Грузией, с новыми реалиями ситуации на Кавказе. И исходя из сложившейся обстановки Дмитрий Медведев и французский президент выработали ряд дополнений к собственному плану по урегулированию конфликта на Кавказе, созданному почти месяц назад.

    Москва готова и дальше обсуждать разные аспекты этой проблемы. Кроме одной - Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии и менять свое решение не намерена.

    В понедельник исполнился ровно месяц с того дня, когда первые грузинские ракеты упали на Цхинвал. В понедельник прошло 10 дней со дня признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. И почти месяц уже исполнился с того момента, как миротворческую миссию на себя взял Париж.

    В шести принципах российского и французского лидеров, которые они приняли во время первого приезда Саркози в Москву, многие в мире рассчитывали увидеть начало и, вероятно, окончание вспыхнувшего конфликта. И сначала все шло более или менее в рамках принятого президентами плана. Но затем Москва была вынуждена пойти на шаг, который в Европе, может быть, кто-то и ждал, но не предполагал, что все развернется столь скоро.

    Появление в российской картографии Кавказа двух новых республик вынудило Европу пойти на новые переговоры с Москвой. Поэтому вчера в Москву вновь прилетел президент Франции. Правда, на этот раз он взял с собой еще председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, верховного комиссара ЕС по внешней и оборонной политике Хавьера Солану и главу французского МИДа Бернара Кушнера.

    В таком составе делегации ЕС в итоге удалось договориться с российским руководством о дополнительных принципах урегулирования конфликта в Грузии. Причем Москва подписалась под конкретным - вплоть до дат - выводе своих войск с территории Грузии. Правда, в обмен получила то, чего давно добивалась. Президент Саркози выступил гарантом того, что грузинское руководство возьмет обязательства по неприменению силы и вернет свои войска в места постоянной дислокации.

    На итоговой пресс-конференции российский лидер снова чувствовал себя довольно свободно, когда говорил о Южной Осетии и Абхазии. Он был последователен в позиции, местами переходил на повышенные тона, да и вообще пребывал в хорошем настроении. Видно было, что Медведев более чем удовлетворен результатами переговоров.

    Кремль получил гарантии и письменные заверения грузинского руководства о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии. Но и Николя Саркози тоже не остался без своей доли лавров. В Тбилиси он уехал с очередным пакетом принципов, которые снова должны урегулировать ситуацию на Кавказе.

    Россия, добившись своего от Грузии - кроме неприменения силы Тбилиси теперь обязан вернуть свои войска в места постоянной дислокации до 1 октября, - согласилась в конкретные сроки выполнять ряд шагов, которые давно требуют в Европе. В частности, в соответствии с новыми принципами в течение семи дней Россия выведет миротворческие силы с пяти постов, расположенных от Поти до Сенаки. То есть непосредственно с территории Грузии.

    Кроме того, в течение 10 дней после развертывания международных механизмов безопасности Москва полностью выведет свои войска, находящиеся вне Южной Осетии и Абхазии.

    В то же время Москва подтвердила статус международных наблюдателей от ОБСЕ и готова пустить в зону безопасности еще 200 наблюдателей, которые должны прибыть в регион уже до 1 октября.

    И, наконец, российское руководство все-таки убедило Николя Саркози приступить к международному обсуждению ситуации на Кавказе. Первые дискуссии стороны договорились провести в сентябре, а конференция на эту тему пройдет в Женеве 15 октября, на которой в том числе будет обсуждаться вопрос беженцев.

    "Его действие (принятого документа. - Прим. "РГ") начинается немедленно, имея в виду, что Россия получила гарантии Евросоюза о неприменении силы грузинской стороной", - подчеркнул принципиально мирный настрой российской стороны Дмитрий Медведев.

    "Мы, конечно, основное время разговора посвятили обстоятельствам недавнего кризиса на Кавказе", - рассказал президент России Дмитрий Медведев после встречи, продолжавшейся четыре часа. При этом он подчеркнул, что во всяком случае российская сторона не ставила своей целью в ходе этой встречи обсуждать независимость Южной Осетии и Абхазии. Но разговор, особенно на пресс-конференции, сам собой постоянно крутился вокруг этого факта. И в будущем от него все равно не уйти, как бы ни подчеркивал президент Франции первостепенное на сегодня значение достижения мира в регионе.

    Российский лидер признал, что в ходе переговоров вновь отчетливо проявились разногласия в позициях Москвы и Евросоюза. Брюссель осуждает признание Россией независимости республик. К сожалению для ЕС, его делегация узнала, что обратной дороги уже нет, и на этот путь Москва встала далеко не сама.

    - Мы неоднократно говорили об этом - для нас это был единственный способ сохранить жизни людей, обеспечить сохранность осетинского и абхазского народов, - еще раз объяснил Дмитрий Медведев.

    "Дальнейший диалог с Цхинвалом и Сухумом возможен только как с отдельными субъектами международного права", - заключил президент России.

    "России не стоило в одностороннем порядке признавать независимость Южной Осетии и Абхазии", - ответил ему чуть позже Николя Саркози, добавив, что Евросоюз также осуждает непропорциональное применение силы Москвой.

    Дмитрий Медведев к такой позиции европейских коллег отнесся с некоторым снисхождением. "Позиция Евросоюза имеет два оттенка, - пояснил он. - Первый основан на не вполне точном понимании обстоятельств агрессии Грузии. В связи с тем, что обстоятельства трактуются неточно, нет понимания нашего признания независимости Южной Осетии и Абхазии".

    Второй же оттенок носит положительный аспект. Евросоюзу удалось принять сбалансированное решение на саммите глав государств 1 сентября, учитывая, какие выносились крайние и даже радикальные предложения по "наказанию" России.

    Однако определенные шаги Европа все-таки сделала. С подачи отдельных членов ЕС снова заморозили переговоры по новому базовому соглашению между Москвой и Брюсселем. "Ничего катастрофичного", - спокойно отреагировал российский лидер. По его словам, и так долго жили без этих переговоров и сможем прожить еще немного.

    Впрочем, сроки начала переговоров по базовому соглашению могут стать и ближе. Как сказал Николя Саркози, если Россия будет выполнять "новую порцию" достигнутых вчера договоренностей, ничто не помешает Европе начать переговоры уже в октябре. Так что к саммиту Россия - ЕС, который пройдет в ноябре в Ницце, какие-то наработки по будущему документу имеют шанс появиться.

    Как ни пытались президенты уйти от разговоров о независимости двух кавказских республик, ничего у них не получалось. Они то сами возвращались к вопросу, то их возвращали журналисты. Дмитрия Медведева - в отличие, кстати, от Саркози - это повторение нисколько не смущало. А вот французский лидер откровенно раздражался, когда разговор вновь заходил о независимых Южной Осетии и Абхазии.

    "Мы для себя этот выбор сделали - этот выбор является окончательным и бесповоротным", - еще раз задел за живое коллегу Дмитрий Медведев. Более того, уверен он, все только начинается: "Процесс признания пошел и будет только набирать обороты". И когда-нибудь страны Европы тоже примут новые реалии и признают Южную Осетию и Абхазию. Кстати, Медведев предложил с этим не затягивать, и, если готовы, признать два государства прямо на пресс-конференции. Саркози лишь грустно улыбнулся.

    "Не бывает вечных решений - все в мире изменяется", - ничуть не смутился такой реакцией российский президент, позволив себе немного пофилософствовать. Интересно, относится ли это и к признанию Россией такого государства, как Косово.

    Попутно же Медведев снова предложил сесть за обсуждение новой концепции общеевропейской безопасности. "Прежние подходы показали свою слабость", - указал российский лидер.

    Проблема в первую очередь скрывается в том, что миру по-прежнему пытаются навязывать принцип однополярности. Причем в роли такого полюса хочет выступать США.

    - Даже самые большие и уважаемые страны, в том числе такие, как США, не вправе определять правила игры для мирового сообщества, - считает Медведев. - В кризисной ситуации эта система дала сбой именно в силу однобокости и однополярности.

    Один политик, "раскормивший свою армию", - продолжил наглядно доказывать архаичность нынешней международной безопасности президент России, - получил благословение на силовые действия. "Предпринята идиотская выходка. Погибли люди. Сейчас за это расплачивается вся Грузия", - отметил он.

    Для Николя Саркози доводы Дмитрия Медведева вроде бы ничего не меняли. Но чем дольше шла пресс-конференция, тем более нервно он говорил о целостности Грузии. "С точки зрения международного права Южная Осетия и Абхазия являются грузинскими территориями", - еще раз заявил он. Тем не менее в одном из своих ответов французский президент фактически признал, что этот вопрос будет еще обсуждаться на конференции в Женеве 15 октября.

    Тут же французская журналистка вновь вернула президента Франции к неизбежной теме. Да еще удивленно спросила, почему вдруг ЕС не так важны стали вопросы независимости Южной Осетии и Абхазии, что их, как признавались лидеры, не ставили вчера во главу угла.

    - Извините, но я уже сказал совершенно противоположное, - вспыхнул Саркози, перебив на полуслове журналистку. - Не Россия определяет, какими должны быть границы Грузии.

    - Вы знаете, мы вообще никакие границы не меняем, - воспользовался повисшей паузой Дмитрий Медведев. - Нам это не надо. Для нас этот вопрос закрыт. С точки зрения международного права для нас возникли два новых государства. Мы уже подготовили с ними соответствующие соглашения, в том числе и об установлении дипотношений. Будут и другие соглашения, по которым мы будем оказывать им гуманитарную, экономическую и военную поддержку.

    "Остальное - выдумки, фантомные боли, который испытывают те, кто до сих пор пытаются смотреть на Россию как на Советский Союз. Россия - другая, но с Россией нужно считаться".

    "Жарко тут у вас", - заметил напоследок журналистам Дмитрий Медведев, хотя сам в первую очередь был причастен к накалу страстей в пресс-центре.

    Поделиться