05.09.2008 00:56
    Поделиться

    Екатеринбург хочет стать российским Голливудом

    Уже скоро 20 лет, как Екатеринбург вернул себе изначальное имя и перестал быть закрытым городом, а на карте мира его до сих пор нет. Посмотрите утром прогноз погоды на "Евроньюс" и убедитесь сами: между Москвой и Иркутском - сплошное серое пятно.

    Вот и кажется зрителю, даже российскому, что жизнь идет только в обеих столицах, а за Московской кольцевой автодорогой сразу начинается лесная Сибирь.

    Похоже, однако, что ситуация начинает меняться. Потому что в последние несколько лет кино на Урале снимается все больше…

    Когда не только смотришь, но и думаешь, обращаешь внимание на детали. Так и с новым короткометражным фильмом "Читая О`Генри", который был представлен на днях журналистам в Доме кино: вроде бы уральский, а в первых кадрах мелькает внедорожник с московским номером на бампере. Они, конечно, и вживую на улицах Екатеринбурга не редкость. Однако в нынешних сериалах именно такие номера лучше всяких титров говорят о том, в какой из двух столиц они снимались.

    После премьеры продюсер фильма, он же сорежиссер и актер Алексей Сальников недоумение развеял. Оказывается, в одном из отснятых эпизодов участвовал наш известный биатлонист Сергей Чепиков. Однако эпизод в окончательный вариант фильма не вошел, а джип - тот самый, что был подарен за новую олимпийскую победу в Турине, потому и номер московский - остался. Как и все другие вполне узнаваемые картинки уральской столицы - к примеру, заснеженная площадь 1905 года с ледовым городком или подсвеченный УПИ, к которому идет по проспекту Ленина ночной трамвай.

    О московско-питерских киношных "штучках" напомнили и светящийся экран в ночном клубе, рекламирующий что-то на улице Хохрякова, и аппетитный торт с логотипом одной из местных кондитерских компаний, поднесенный прямо к объективу. На импортном языке Голливуда это называется труднопроизносимым словом "продактплейсмент" и тоже известно по некоторым сериалам. Похоже, из-за этого, например, "Менты" в свое время налегали на горилку - надо же как-то отрабатывать спонсорские деньги.

    Пересказывать, как сценарист и опять же сорежиссер Владимир Рубанов переплел несколько человеческих жизней в одну сюжетную линию, - дело, как водится, неблагодарное, да и вряд ли в этом случае возможное.

    Традиционная умиротворяющая надежда на лучшее, свойственная целому ряду рассказов О`Генри, в том числе прямо воспроизведенному в фильме как параллель "Последнему листу", - вот главное чувство, лейтмотив этого кино.

    И тут самое время вернуться к суровой реальности из раздела "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…"

    Рабочий материал в Москву уже отправлен, однако этой перспективой экономическая подоплека не исчерпывается.

    Шансом на то, что его виды вновь начнут появляться в московском телеэфире, Екатеринбург частично обязан средствам, которые предоставляет на поддержку уральского кинематографа министерство культуры Свердловской области. Вот уже четвертый год оно формирует до 30 процентов бюджета, необходимого для реализации предварительно отбираемых проектов. За 2005-2007 годы было вложено 72 миллиона рублей, и еще почти 25 миллионов выделено в нынешнем. С участием этих денег сняты игровой фильм "Золотой полоз", анимационные "Урал - опорный край державы" и "Уральские байки", документальный "Дед". В производстве - сериал "Путь на Мангазею", "Дети синего фламинго" по одноименной повести Крапивина и "Дикое счастье" по Мамину-Сибиряку, а также неигровой "Говорит Москва". В нынешнем году помимо "Читая О`Генри", который сняла зимой кинокомпания "Свежий ветер", уже готов и документальный "Грозин и его команда".

    По характеру профинансированного можно заметить, что до сих пор экспертный совет областного минкульта отдавал предпочтение проектам историко-героической и патриотической направленности. А в нынешнем году решил обратить внимание и на психологическую драму. Хотя и "Читая О`Генри" своеобразно обращается к истории, на сей раз литературной, его герои погружены все-таки в современность.

    По словам заместителя министра культуры Петра Стражникова, задачи при этом решаются именно культурные - поддержать кинематографистов и актеров, которыми весьма богата область и которые, снимаясь в кино, получают новый творческий опыт, чувство востребованности и, наконец, приработок. Иногда авторы приглашают "звезд" - в том же "Диком счастье", как известно, главную роль играет Сергей Безруков. Но в "Читая О`Генри" все актеры из Екатеринбурга.

    В то же время заместитель председателя комитета областной Думы по социальной политике Дмитрий Вершинин на предшествовавшей премьере пресс-конференции говорил о куда большем - возрождении свердловской кинопромышленности. Признавая, что миллион долларов, выделенный областью в 2008 году, - это, конечно, не те десятки и сотни миллионов, что расходует Голливуд.

    Сколько будет выделено на кинематограф в будущем трехлетнем бюджете Свердловской области, узнаем позднее. Судя по нынешнему опыту, творческий потенциал развивается весьма успешно. Если в 2006 году на конкурс было подано всего 7 заявок, в 2007-м - 20, то сегодня в министерство поступили уже 46 проектов. Достойные среди них наверняка снова найдутся. Но вот насколько тем самым область развивает свой кинематограф как промышленность, пока неясно. Возможно, такой взгляд на вещи потребует изменить и механизм выделения средств, и, конечно, объем добавить. Если пропорция один к двум сохранится, можно будет и в этой сфере говорить о государственно-частном партнерстве. Та же Москва, напомнил в разговоре Стражников, каждый год выделяет из своего бюджета на кино в 20 раз больше - 500 миллионов рублей.

    Как бы то ни было, первые шаги сделаны. И творческого лица необщее выражение, которым всегда отличался былой Свердловск, явно просматривается. Если в двух столицах кинематограф вновь стал полноправной частью экономики, почему бы к востоку не добиться того же самого? 

    Мнение

    Алексей Сальников, продюсер, режиссер, актер:

    - Не думаю, что России по количеству выпускаемых фильмов надо гнаться за Голливудом, а нам в Екатеринбурге - за Москвой и Питером. Все равно не догоним. Но в поддержке уральского кинематографа, возможно, уже стоит переходить на новый этап, отдавая предпочтение тем компаниям, которые добиваются успеха и заходят на новый круг. И помогать не только на этапе съемок, но и в организации проката.

    Поделиться