03.09.2008 01:15
    Поделиться

    Судьба малокомплектных школ на Брянщине оказалась под вопросом

    Содержание учебных заведений с количеством учеников мене 20 обременительно для бюджета. Тем не менее чиновники считают, что речь должна идти не о закрытии таких школ на селе, а об оптимизации расходов на их содержание.
     
    Воробьевская школа в Климовском районе Брянской области рассчитана на 120 мест. В новом учебном году за парты здесь сели два первоклассника, два четвероклассника и девять учащихся старших классов. На 13 учеников приходится 14 педагогов и технических работников.

    Всего в районе 24 малокомплектных школы. Специалисты подсчитали, что если стоимость обучения одного ученика в обычной общеобразовательной школе составляет 29 тысяч рублей, то в Воробьевской, а также Лобановской, Сушановской, Могилевской школах Климовского района она доходит до 79 тысяч. Бюджет района имеет высокий уровень неэффективных расходов.

    Конечно, когда школа рядом с домом - это очень удобно. Но и качество обучения никто не отменял. Между тем система обучения " учитель - ученик" малоэффективна. Зачастую учителя вынуждены совмещать уроки для учеников разных возрастов и по разным предметам, а детям на таких занятиях просто скучно.

    Сегодня в Брянской области работают 68 школ, в которых учатся от 5 до 20 учеников. Неэффективные расходы превышают 800 миллионов рублей. И это серьезная проблема, которая с внедрением новых финансовых условий в отрасли только усугубится.

    Под вопросом существование школы в почепском селе Козорезовка, где сейчас всего два ученика

    По мнению губернатора Брянской области Николая Денина, закрывать школы нельзя. Решение судьбы малокомплектной школы в каждом случае должно быть взвешенным и обоснованным. Если рядом с маленькой школой есть полноценная средняя - можно подумать о перевозке учащихся в другое село, а здание школы перепрофилировать в сельскую библиотеку, игровую комнату для дошкольников и тому подобное. Такая ситуация складывается вокруг школы в почепском селе Козорезовка, где сейчас учатся два человека. Но в любом случае вопрос о закрытии таких учебных заведений может рассматриваться только сходом граждан населенного пункта.

    Решение нелегкой задачи потребует от глав администраций, руководителей органов управления образования отработки различных моделей взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне в течение ближайших двух-трех лет.

    С 1 сентября текущего года в 19 школах, пять из которых расположены в Брянске, будет опробована модель нормативно-подушевого финансирования отрасли. Считается, что с переходом на хозяйственную самостоятельность руководители школ получат дополнительные возможности по управлению ресурсами, что в свою очередь повысит ответственность за конечный результат. Он должен выражаться в том числе и в результатах ЕГЭ. Итоги тестирования брянских школьников в этом году успехом назвать нельзя.

    Прямая речь

    Петр Тарико, первый заместитель директора департамента образования:

    - К 2010 году мы планируем сократить неэффективные расходы в отрасли до 35 процентов, увеличив среднюю наполняемость в классах до девяти учеников. Каждое муниципальное образование может выбрать свою модель реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Это создание базовых сельских школ, центров и систем дистанционного обучения, всевозможных комплексов, преобразование малочисленных начальных школ в филиалы. Важно учесть все местные обстоятельства. 

    Поделиться