29.08.2008 03:45
    Поделиться

    Владимир Садырин: Уравниловку среди учителей пора изжить - по заслугам и зарплата

    В понедельник почти 60 тысяч учителей и 327 тысяч школьников начнут новый учебный год. Чего боятся учителя, как омолодить педагогические коллективы, и можно ли остановить отток кадров из школ и детских садов - об этом на "Деловом завтраке" в южноуральском филиале "РГ" рассказал министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

    Кнут и пряник

    Российская газета: Начинается переход на новую систему оплаты труда в образовании. Педагогам будут платить не только за количество уроков, но и за качество обучения. В Звериноголовской школе Курганской области одна из школ собирается объявить о забастовке 2 сентября: педагоги считают, что потеряют в зарплате. В Челябинской области эксперимент начинается в двух десятках школ. Не опасаетесь ли вы массового недовольства?

    Владимир Садырин: Сначала учителям лишь выдадут квитки с информацией о зарплате, которую они получат при новой системе. Что касается возможного недовольства, то в 1979 году, когда я в Сатке заведовал гороно, в первый раз попробовал насчитать учителям разные премии. Премии, конечно, были смешные, по 15 рублей, но для всех всегда одинаковые. Одной отличившейся работнице выдал 20 рублей, другой, которая просто сидела в кабинете с бумагами, - десять. Был большой скандал, потому что все привыкли к уравниловке. И от этого принципа по-прежнему многие отвыкнуть не могут.

    В январе 2008 года фонд оплаты труда учителей уже вырос на 14 процентов. Федеральные власти попробовали ввести стимулирующую часть - кому-то стали платить больше на пять процентов, а кому-то - на 20. Тоже было недовольство. По требованию учительского профсоюза зарплату всем повысили одинаково. Вряд ли удастся обойтись без скандалов и теперь, но переход к новой стимулирующей системе неизбежен, ведь очевидно, что качество работы у педагогов разное. Особенно это проявилось с введением единого госэкзамена. На одной из встреч мне рассказали про учительницу математики, считавшую себя в школе самой лучшей. Но когда ученики в первый раз сдали ЕГЭ, выяснилось: у другой преподавательницы, которая никогда себя вслух не хвалила, результаты выше. И теперь к ней, а не к той, "самой лучшей", стремятся попасть дети. Разумеется, что и получать она теперь станет больше, чем коллега.

    РГ: Многие учителя считают, что сначала надо проиндексировать основную зарплату, всем обеспечить достойный прожиточный минимум, а потом уже вводить стимулирование в виде повышающих коэффициентов.

    Садырин: Почему-то никто не возмущался, когда за классное руководство всем стали платить одинаково - как за первый класс, так и за одиннадцатый. Явно, что послушными малышами легче управлять, чем взрослыми старшеклассниками. Поэтому причину недовольства я все-таки вижу в том, что педагоги не могут отвыкнуть от привычной уравниловки. Станут возмущаться - почему Марья Ивановна получает больше, хотя количество часов у всех одинаковое? Будем считать, что 14 процентов проиндексировали зарплату педагогов, а новые 30 процентов, почти восемь миллиардов рублей, пойдут на стимулирование. Область смогла позволить себе такое повышение фонда оплаты труда бюджетников с 1 января 2009 года.

    За оценки - премия

    РГ: Какая сейчас в области средняя зарплата учителя?

    Садырин: Около восьми тысяч рублей. Не самая большая сумма, но учительские доходы разнятся в зависимости от образовательного учреждения. К примеру, в одной из школ Копейска средняя зарплата составляет 11 тысяч рублей, а это значит, что где-то получают и меньше восьми. Если удастся внедрить новую схему стимулирования, то разница в зарплате педагогов будет еще ощутимее. На тридцать процентов больше с 1 января все не получат.

    РГ: Ольга Андреева, педагог из Кыштыма, спрашивает: как будет рассчитываться зарплата учителя по новой схеме?

    Садырин: Для муниципальных учреждений надо принять единые базовые ставки, ниже которых зарплата быть не может. Причем для учителей это должна быть одна ставка, для воспитателей детсадов - другая, и тому подобное. Вопрос о стимулирующих надбавках останется, скорее всего, за местными властями. Хотя общие для всех принципы тоже будут.

    Пять южноуральских школьников победили на международных олимпиадах, и их учителя весь год должны получать двойную зарплату

    РГ: За какие заслуги учитель сможет получать больше, чем его коллеги?

    Садырин: За победу своего ученика на районной олимпиаде преподаватель станет получать на 20 процентов больше в течение целого года. За победу на областной олимпиаде - на 40 процентов больше. Пять южноуральских школьников победили на мировых олимпиадах - их учителя весь год должны получать двойную зарплату. Еще один критерий - результаты ЕГЭ. Для учителей физкультуры будут важны спортивные показатели... Кое-что будет решаться в коллективах, например, вопрос о тех же доплатах за классное руководство в зависимости от количества учеников. Распределять деньги будет директор, а следить за распределением станут профсоюзы и советы школ.

    РГ: Как наши школы обеспечены кадрами?

    Садырин: В целом неплохо, хотя некоторых специалистов не хватает, особенно в дошкольном образовании. Нам требуется более тысячи воспитателей. Садиков стало больше, а кадров не прибавилось. В педагогическом колледже по нашим просьбам увеличили набор на дошкольные специальности. Думаю, что ситуацию за несколько лет выправим. Обеспеченность педагогическими кадрами в школах - 98 процентов. У нас есть районы, которые обеспечены педагогами на сто процентов. Кстати, у нас появился дополнительный источник кадров. Школы Казахстана в этом году начинают вести всю документацию на казахском языке. Директора и завучи, которые плохо владеют языком, едут к нам. В 1990-е годы к нам из Казахстана приехали три с половиной тысячи педагогов. Сейчас будем ждать новой волны. А пока мы остро нуждаемся в преподавателях иностранного языка. Проблемы с учителями информатики, возникшие после того, как в школы в рамках нацпроекта стали поставлять современную компьютерную технику, почти решились. Причем в школу пошли молодые учителя информатики.

    РГ: Но в целом молодых учителей все же немного...

    Садырин: Мы поставили перед муниципалитетами задачу: учителей, не достигших 30-летнего возраста, должно быть не менее 16,2 процентов от общего числа педагогов по району или округу. Сейчас их по области всего 13 процентов. Если в этом году нам удастся привлечь в школы тысячу выпускников педвузов, то заветных 16 процентов достигнем. Кстати, в Челябинске 27 процентов молодых учителей.

    Приманка для выпускника

    РГ: А что вы можете предложить молодому выпускнику педвуза, который еще не получил категорию и не достиг профессиональных успехов для стимулирования?

    Садырин: Челябинская область - одна из немногих, где молодые педагоги первые три года работы получают 40-процентную надбавку. А потом мы просим, чтобы они сдали на категорию, и эти проценты в виде профессиональных надбавок сохраняются. Если раньше отток педагогических кадров после первого года работы достигал 15 процентов, то теперь - только пять. Кроме того, сейчас в сельских районах и в некоторых городах молодым специалистам начали давать квартиры, в Кизильском районе, к примеру. Не везде, конечно. На совещании в Копейске выступала директор Янгельской школы Агаповского района. Она последний молодой специалист в школе, хотя проработала 28 лет. Никто не приезжает, потому что нет жилья. Мы просим глав создавать все условия для выпускников вузов. Например, вчера в Чесменском районе всем молодым специалистам глава выдал по 25 тысяч рублей подъемных из местного бюджета.

    РГ: Какие будут изменения в системе губернаторского набора?

    Садырин: Когда эти изменения утвердит правительство, мы о них и поговорим. Но соглашусь с тем, что нынешний целевой набор не так эффективен, как хотелось бы. Многие родители сегодня вообще не хотят, чтобы их дети учились на педагога. Знакомая учительница рассказывала, что у нее в одиннадцатом классе училась великолепная девочка. Знаете, бывают такие дети, настоящие лидеры, к которым тянутся другие ребята. Когда пришло время выбирать профессию, родители ей не разрешили поступать в педвуз, отправили учиться на экономиста. Не знаю, как ее судьба сложится, наверняка мы потеряли хорошего педагога, а вот получим ли хорошего экономиста - это еще вопрос.

    РГ: Наша читательница из Карабаша, Анна Коробова, спрашивает : не пора ли вернуть школьную форму? Что вы думаете по этому поводу?

    Садырин: Это сугубо личное дело родителей. Сверху никакого распоряжения не требуется, вопрос не регулируется законом об образовании. Если они решат всей школой, что дети должны носить форму, так тому и быть. В Пласте, к примеру, третий год подряд все ученики носят форму. Есть отдельные школы, где введена форма, - в Челябинске, Магнитогорске, Сатке. В кадетской школе при штурманском училище все ребята носят форму с удовольствием. В школе же единственный плюс от формы в том, что она сглаживает социальное неравенство.

    РГ: Ученик из Шумихи Курганской области спрашивает: введут ли пятидневку во всех школах? Очень не хочется ребятам учиться по субботам.

    Садырин: Продолжительность учебной недели прописана в каждом школьном уставе. По предложению родителей школы могут ввести пятидневку. Но учебный план от этого меньше не станет. И в старших классах придется ставить в ежедневное расписание по семь уроков. Посещая школы, я всегда сначала смотрю на расписание. И если вижу такой перегруз, тотчас же требую от директора изменить график уроков.

    Справка "РГ"

    На одного педагога Челябинской области приходится 11 учеников, средняя нагрузка - 21 учебный час в неделю. Обеспеченность кадрами в системе образования области составляет в школах 94,1 процента, в детсадах - 92,3 процента и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей - 85,7 процентов. Свободны 258 ставок преподавателей иностранного языка, 126 - учителей начальных классов, 83 - информатики, 82 - физической культуры.

    Поделиться