29.08.2008 03:00
    Поделиться

    Министр образования Подмосковья: "За парты впервые сядут более 60 тысяч ребят"

    До 1 сентября остаются считанные дни. Сколько новых школ распахнут двери в Подмосковье? Что интересного ждет в новом учебном году учеников? Повысятся ли зарплаты учителей? На эти вопросы ответила на "Деловом завтраке" в "РГ" Лидия Антонова, министр образования Московской области.

    Министр из учителей

    Российская газета: Лидия Николаевна, область всегда готовит подарки к началу учебного года для первоклашек. Чем порадуете их на этот раз?

    Лидия Антонова: Отличный подарок сделали сами первоклассники - их число выросло почти на 3 тысячи! За парты впервые сядут более 60 тысяч ребят. Все они получат от губернатора Бориса Громова в подарок игру "Азбука пешехода". В нее можно играть вместе с мамой и папой, а заодно будет полезно повторить правила дорожного движения. Подарки от губернатора получат и более 30 тысяч наших классных руководителей. Это будет книга "Семья. Искусство общения с ребенком", которая станет верным помощником в воспитании детей. А ко Дню учителя выйдет очередной альманах "Педагогические династии Подмосковья". В нем - продолжение рассказа об уникальных учительских семьях.

    РГ: У вас ведь тоже учительские корни? Ваша династия попала в альманах?

    Антонова: Наша династия не насчитывает сотни лет. Но я горжусь своим дедом. Он родился в конце XIX века в многодетной семье, которая жила в селе под Гродно. Мест ный священник, который учил грамоте мальчика Колю, сказал ему: учись дальше. Он пешком дошел до Вильнюса, и - удивительный случай: крестьянский сын поступил в Вильнюсский университет. Получил образование учителя физики. Всю жизнь воевал - на Первой и Второй мировых войнах, на финской... А потом работал директором школы в Москве. Яркое воспоминание моего детства - на 70-летие деда пришло очень много его выпускников, которые любили своего директора.

    РГ: А потом директором школы стали уже вы?

    Антонова: Нет, я никогда не была директором школы - так же, как и мои родители. Мама возглавляла книжный магазин, а отец работал строителем, чтобы дать образование троим детям. Мы занимались и музыкой, и языками. После 10-го класса я выбрала педагогический и потом 22 года преподавала английский язык в школе, а затем и в институте. Я - министр из учителей. Каждое лето вместе с ребятами выезжала на сельхозработы в районы Подмосковья, а на заработанные деньги путешествовали по России.

    РГ: Обычно, если ученики любят классного руководителя, то его собственные дети не упускают возможности примкнуть к этому дружному коллективу. Ваша дочь ездила вместе с вами?

    Антонова: Да! От сбора клубники не отлынивала, работала наравне с моими учениками, хотя была младше их. Со своими выпускниками собираемся до сих пор. Не скрою, я счастлива, когда слышу, что для них самым лучшим временем было то, когда они учились в моем классе. Но дочь не сразу решила стать педагогом. Окончила Московский институт биотехнологии, потом факультет управления в МГУ. А сейчас занимается проектной деятельностью в образовании.

    Школа на селе больше, чем школа

    РГ: Первоклассников стало больше, но общее число учеников в области все-таки сокращается?

    Антонова: За парты сядут более 562 тысяч учеников - на 2 тысячи меньше, чем в прошлом году. Думаю, еще потребуется несколько лет, чтобы преодолеть демографический спад.

    РГ: Не придется закрывать школы из-за нехватки детей?

    Антонова: Область старается сохранить сеть школ. Если из села уйдет школа, оно обречено. Никакая молодая семья не станет там жить. Сейчас идет процесс реструктуризации школ. В области 137 малокомплектных школ, почти в 20 из них порой 1-2 ученика. Например, брат и сестра. Но и такая школа должна существовать. Мы развиваем базовые учебные заведения, в которых концентрируются соответствующие ресурсы, устанавливается самое современное оборудование. В них могут учиться дети из отдаленных сел. Благодаря программе "Школьный автобус" качественное образование доступно всем школьникам Подмосковья.

    РГ: А учителя не останутся без работы?

    Антонова: Не останутся. Еще недавно некоторые педагоги говорили: я отвечаю за свой предмет, а уж семья пусть занимается воспитанием. Да, семья должна воспитывать, но без школы в этом вопросе не обойтись. Те учителя, у которых сократилось число уроков, могут пройти повышение квалификации по социальной педагогике, психологии - в области организованы соответствующие курсы. Например, есть должность заместителя директора по безопасности. Для того чтобы ее занять, вовсе не обязательно иметь военную специальность - надо пройти соответствующее обучение. С прошлого года губернатор ввел в штатное расписание дополнительные ставки организаторов спортивных команд, чтобы у каждого ученика была возможность заниматься спортом на любительском уровне. И теперь все школы имеют не менее одной команды по игровому виду спорта. А всего у нас - 13 тысяч школьных команд по самым популярным видам спорта! В прошлом декабре состоялась первая спартакиада школьных команд, в этом году проведем вторую.

    Роботы на уроках

    РГ: Недавно президент России заявил, что надо по-новому строить систему дополнительного образования. Область уже откликнулась на призыв?

    Антонова: Да, в Подмосковье получают дополнительное образование около 55 процентов учеников - у нас показатель выше, чем в среднем по регионам. Причем это происходит не за счет того, что хорошая Маша Иванова ходит в три кружка и еще в музыкальную школу, но при этом ее брат Петя, который стоит на учете по делам несовершеннолетних, никуда не записался. Стараемся добиться, чтобы у каждого ребенка появилась возможность заниматься любимым делом. Одна из новых задач - дать основы введения в нанотехнологию. Недавно провели выездную экспозицию в Доме творчества в Краснознаменске. Там демонстрировались комплекты оборудования "Школьный технопарк", которые и позволяют ввести ребят в мир цифровых технологий, новых научных и инженерных достижений.

    РГ: А что входит в этот комплект?

    Антонова: В нем 5 лабораторий, или так называемых площадок. Например, "Цифровой мир" предназначен для изучения цифровых технологий, "Мир машин и механизмов" - для изучения робототехники. Лаборатория "Живая природа и человек" помогает ребятам постичь основные природные явления, а "Наномир" - это площадка для изучения нанотехнологий. Конечно, приобрести такой комплект для каждой школы пока трудно. Но в этом году, как и в прошлом, в областном бюджете выделено 98 миллионов рублей на покупку новых компьютеров и программного обеспечения.

    РГ: А учителя готовы к работе на новом оборудовании?

    Антонова: У них есть возможность получить необходимую подготовку через сеть межшкольных методических центров. На базе Московского государственного областного университета открыт региональный методический центр. С нашими школьниками работают и ученые. В области уже несколько лет создаются профильные лагеря по направлениям: техническое творчество, спорт, умение выживать в чрезвычайных условиях, краеведение, туризм, художественное творчество... Например, в Ногинском районе ребята занимались робототехникой. Занятия вели преподаватели Политехнического института. Кстати, такие сборы для детей обходятся бесплатно, а область только в этом году перечислила 35 миллионов рублей.

    Надбавка за творчество

    РГ: Основа развития отрасли - экономика. Насколько интересы образования учитываются при распределении бюджетных денег?

    Антонова: Бюджет нашей области всегда социально направлен - это политика нашего правительства. В 2009 году на нужды образования будет выделено 94 миллиарда 80 миллионов рублей - это на 17 миллиардов больше, чем в этом году. Средняя зарплата по отрасли составляет порядка 21 тысячи рублей, а с 1 сентября вырастет до 22 700 рублей. В прошлом году в 15 территориях мы начали апробировать модельную методику Министерства образования и науки России, по которой зарплата жестко завязана с результативностью труда. Там уже в апреле учителя получали по 23 тысячи, с 1 сентября прогнозируем рост до 26 100 рублей, а к декабрю - до 32 тысяч. С этого учебного года эта методика начисления зарплаты, когда учитываются все виды деятельности учителя, будет применяться на всех территориях области.

    РГ: В Подмосковье более 4 тысяч школ. Сколько из них отвечают современным требованиям?

    Антонова: Понятие "современные условия обучения" меняется. Например, в конце прошлого года по предложению Минобрнауки России было введено требование, чтобы в школах были душевые: дети после уроков физкультуры должны привести себя в порядок. Конечно, сейчас душ есть не во всех наших школах. Зато все новые учебные заведения отвечают самым взыскательным требованиям. В этом году будет сдано 26 школ, из них 10 откроют двери 1 сентября.

    Есть, конечно, школы, причем очень хорошие, которые располагаются в приспособленных зданиях. Но за 3 года планируется довести до 70 процентов количество школ, которые имеют полный комплект современных условий. Сейчас таких - порядка 50-60 процентов. В некоторых даже есть планетарии, спортивные комплексы, просторные стадионы и зимние сады. Практически в каждой школе можно открыть свой театр - актовый зал позволяет.

    РГ: А бассейнами, наверное, не все могут похвастаться?

    Антонова: Увы. Но сейчас в области один за другим сдаются спортивные объекты - ученики могут посещать их даже в рамках уроков. Скажем, в прошлом году в поселке Большевик Серпуховского района сдали спортивный комплекс с бассейном - все дети района плавают по графику. Во многих районах спортивные комплексы строятся так, чтобы там могли заниматься дети 2-3 школ.

    Здоровый дух

    РГ: Это правда, что в Дни здоровья, объявленные для школ, на лыжи встают не только учителя, но даже сотрудники гороно и министерства образования?

    Антонова: Правда. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом - это должно стать модным и престижным. Тогда у нас вырастет здоровое поколение. Лучше всего заражать ребят личным примером. У нас в одной из школ Одинцовского района на утреннюю зарядку выходят и ученики, и учителя.

    РГ: А вы дружите со спортом?

    Антонова: Стараюсь. Лет 8 назад впервые пришла в бассейн. Год плавала с тренером, а сейчас практически каждый день одолеваю не менее 500 метров. Не успела утром - иду вечером. У нас вообще спортивное правительство, практически каждый занимается каким-то видом спорта.

    РГ: Для здоровья ребят важно и питание. Правда, есть семьи, которые вынуждены на нем экономить. Область таким ребятам помогает?

    Антонова: Льготное питание получают 22,5 процента школьников. Это дети, которые находятся под опекой, сироты, из малообеспеченных семей. В Московской области действует закон, по которому школа получает субвенции на питание каждого ученика, но при этом сама решает, какой категории ребят оплатить обеды полностью, а какой - частично. Нам удалось сохранить бесплатное питание (завтраки и обеды) и для детей начального профессионального образования. Когда они уезжают на каникулы, им выдают сухие пайки. В среднем школьный завтрак стоит 19,5 рубля, обед - 30 рублей. Но цена разнится в зависимости от района. В Серебряных Прудах, к примеру, каждая школа имеет факультатив сельскохозяйственной направленности. Мальчики осваивают профессию тракториста, девочки учатся вести фермерское хозяйство. На школьных полях ребята выращивают такой урожай овощей и ягод, который позволяет обеспечить школьную столовую на год. Здесь 100-процентный охват питанием школьников. Мы стремимся сделать подобное во всех районах.

    РГ: Для ребенка укрепление духовного здоровья важно не менее физического...

    Антонова: Верно. Можно сколько угодно вкладывать средств в образование, в культуру, в спорт и мало чего добиться, если в приоритетах государства не будут стоять поддержка семьи, развитие патриотизма. Московская область уже давно именно это считает главным. Мы стараемся больше рассказывать о хороших семьях. Например, проводим по районам областные собрания родителей, на которые собираются от 500 до 1000 человек. Осенью такие собрания посвящаем конкретным темам: подготовка к службе в армии, трудовое воспитание, роль музыки в жизни школьника... А весенние - духовно-нравственному воспитанию. Готовятся к таким встречам и педагоги, и дети, приглашаем известных людей. Например, у нас была тема "Семья". Школьники писали сочинения, снимали видеоролики. Тем семьям, где царит лад, вручали грамоты и подарки. Реакция потрясающая. Люди со слезами на глазах говорили: нам не так важно, что вы подарили телевизор, главное - заметили, оценили. Проводим слеты и для приемных семей. Кстати, с каждым годом их становится больше, как и усыновителей. Если раньше детей из детских домов забирали под опеку бабушки, то сейчас - и молодые пары... Дружная семья должна стать нормой нашей жизни, тогда и другие проблемы будет легче решать.

    Поделиться