26.08.2008 03:13
Поделиться

Омичи по полгода ждут оформления приватизации

Сегодня, чтобы приватизировать жилье, омичи месяцами томятся в очередях. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

По закону, чтобы приватизировать свою квартиру, граждане должны собрать пакет из 21 документа и обойти десяток инстанций. По словам специалистов жилищного рынка, ситуация обострилась с сентября прошлого года, когда приватизацией стал заниматься муниципалитет. Сейчас ажиотаж вокруг жилья достиг пика. До 2010 года осталось меньше полутора лет, между тем больше сорока тысяч городских квартир до сих пор не приватизированы. Учитывая, что процедура оформления в каждом отдельном случае занимает около полугода, неоформленный жилищный фонд может остаться в собственности муниципалитета.

- Когда вопросы приватизации курировало бюро технической инвентаризации, оформить квартиру можно было в считанные дни. Сегодня ситуация прямо противоположная, - комментирует риэлтер Людмила Боровая. - Приема в окружных отделах департамента жилищной политики приходится ждать в среднем два месяца. Например, сейчас записаться на прием можно только на середину октября. Когда человек, наконец, попадает к специалисту, зачастую выясняется, что помимо справок, указанных в основном перечне документов, необходимых для приватизации, нужно предоставить еще и какие-то дополнительные сведения. Если до конца рабочего дня посетитель не успевает собрать все бумаги, приходится занимать очередь повторно. Еще около двух месяцев занимает проверка документов. Если за это время чиновники находят какие-то огрехи, хождение по кругу начинается заново. Еще месяц-два потребуется на заключительный этап приватизации - регистрацию прав собственности в учреждениях юстиции. Итого - не менее полугода.

Причины проволочек риэлтеры и чиновники понимают по-разному.

- Городские власти тормозят процесс приватизации намеренно. Чем больше квартир останется в их собственности, тем больше денег пойдет в городскую казну. Ведь, по словам чиновников, омичи, живущие в муниципальных квартирах, скоро будут платить за социальный наем, - полагают первые.

Чиновники объясняют волокиту кадровыми проблемами и особенностями проверки документов.

- Но мы вынуждены подходить к этому вопросу более тщательно, - прокомментировала директор департамента городской политики Светлана Шенфельд. - Нередко сведения, представленные в том или ином документе, вызывают большие сомнения. Приходится их перепроверять, на это уходит время. Между тем кадров пока не хватает - в пяти округах города у меня работает всего двенадцать приемщиков документов.

В результате омичи обречены на бесконечное ожидание. Те, кто не в состоянии сутками простаивать в очередях, обращаются к услугам посредников. А поскольку желающих становится все больше, стоимость услуг приватизации за полгода выросла в два раза. К тому же процветает и продажа первых мест в очереди.

В этом убедился и корреспондент "РГ", отправившийся в Советский отдел департамента жилищной политики.

- Для того чтобы сдать документы, я пришла к 8 часам утра, - говорит омичка Екатерина Зуева. - Но впереди меня уже оказалось десять человек.

- Мы заняли очередь еще со вчерашнего вечера, - поясняют первоочередники.

- Если торопитесь, могу продать вам свою очередь, - тихонько предлагает пожилая женщина. - Мне спешить некуда. Полторы тысячи - и через полчаса решите свой вопрос.

В Управлении федеральной регистрационной службы места у окошка приема документов стоят дороже. Фиксированная такса - 5 тысяч рублей. Там эпопея с очередями началась в июле, когда специалисты осваивали новую электронную программу. Народ выстраивался перед дверями управления еще затемно. Общественники составляли списки очередности, а в конце рабочего дня проводили переклички. Очень скоро народ смекнул, что на этом можно неплохо заработать. Сегодня без денег попасть в заветный кабинет непросто.

Если в центральном офисе регистрационной службы очереди почти нет, то в окружных филиалах ее конец скрывается за горизонтом. На прошлой неделе возле отдела приема документов Кировского округа на "перекличку" собрались около ста человек.

- Я обиваю пороги уже больше месяца, - поделилась с "РГ" Ирина Булакова. - Сначала пробовала пройти к специалисту без всяких списков, по живой очереди. Да только потеряла зря время и натерпелась... Ведь в службе регистрации даже туалета для посетителей нет, а люди проводят здесь дни. Но чиновникам до этого нет никакого дела.

За полтора месяца "перекличек", на которые Ирина ходит каждый день, кроме выходных, ее очередь продвинулась не намного. В списках она была двести двадцатой, стала сто тридцать шестой.

- Я сомневаюсь, что эти списки ведутся честно, - возмущается Аркадий Федотов. - Работники филиала полностью устранились от наведения порядка. Никто ничего не объясняет. Мы даже не знаем, сколько человек в день проходят регистрацию документов, и вынуждены доверять людям с сомнительными списками. Я прожил жизнь и никогда еще не испытывал такого унижения.

От официальных комментариев руководители Кировского филиала отказались.

Так или иначе, но при нынешних темпах оформления документов омичам потребуется не менее трех лет, чтобы закончить приватизацию. По закону же она должна завершиться к 2010 году.

А как у соседей

Светлана Дроздова, помощник руководителя управления федеральной регистрационной службы по Новосибирской области:

- Сегодня в Новосибирске остаются неприватизированными около 50 тысяч жилых помещений. Каждый месяц в управлении регистрируется около 5 тысяч прав собственности в этой сфере. Очереди у нас тоже, к сожалению, есть. Новосибирск является одним из лидеров в сфере строительства, поэтому нагрузка на специалистов в последнее время многократно возросла, а штатное расписание осталось прежним. Тем не менее мы закончим приватизацию до 2010 года без проблем.

P.S.

По официальной информации департамента жилищной политики, чтобы сократить очереди, мэрия приняла решение привлечь к работе с документами десять внештатных специалистов. В ближайшее время они должны начать прием в окружных отделах департамента жилищной политики. Ожидается увеличение штатов и в Управлении федеральной регистрационной службы по Омской области.