26.08.2008 17:52
    Поделиться

    КНДР может в течение года восстановить свои ядерные объекты

    Пхеньян объявил о намерении приостановить выведение из строя своих ядерных объектов в Енбене. Об этом говорится в распространенном сегодня по каналам агентства ЦТАК заявлении МИД КНДР.

    Такое решение было принято Пхеньяном из-за нарушения Вашингтоном договоренностей, достигнутых в рамках шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова. "Мы приняли решение немедленно прекратить процесс вывода из строя ядерных объектов. Эта мера вступила в силу с 14 августа, и мы проинформировали об этом все заинтересованные стороны", - подчеркивается в заявлении.

    Напомним, что в настоящее время Вашингтон отказывается исключить КНДР из списка стран-спонсоров терроризма. Согласно достигнутым договоренностям, он должен был это сделать еще 1 августа. Однако этого не произошло. Свои действия США объяснили отсутствием согласия по способам проверки представленной Пхеньяном 26 июня декларации ядерных программ. Однако в КНДР такой подход считают грубым нарушением принципа денуклеаризации "действие в ответ на действие".

    "Ни в одном документе не говорится о том, что исключение КНДР из списка (стран-спонсоров терроризма - Прим. А.С.) может быть обусловлено вопросом проверки нашей ядерной декларации", - подчеркивается в заявлении МИД. По мнению северокорейских дипломатов, проблема верификации безъядерного статуса Корейского полуострова должна решаться лишь на заключительном этапе денуклеаризации и всеми шестью странами-участницами переговоров. К тому же в рамках этого этапа потребовалось бы наряду с контролем за выполнением КНДР своих обязательств, удостовериться и в отсутствии американского ядерного оружия на территории Южной Кореи.

    По всей видимости, значительное влияние на США оказывает и Япония, которая увязывает решение ядерной проблемы с вопросом о возвращении похищенных северокорейскими спецслужбами японских граждан в 1970-1980-е гг. Во время недавнего визита в Токио глава Госдепартамента США Кондолиза Райс заверила японское руководство, что Вашингтон не намерен исключать Пхеньян из списка государств, спонсирующих террористические организации.

    Вместе с тем МИД КНР поспешил предостеречь Пхеньян от подобных демаршей, заявив, что шестисторонние переговоры по корейской проблематике являются "сложным процессом, в котором необходимо учитывать интересы и озабоченности всех сторон". И участники должны прикладывать усилия "для преодоления возникающих трудностей и реализации шагов, договоренность о которых была достигнута на предыдущих раундах". Так попытался сгладить негативный эффект от заявления северокорейского МИДа официальный представитель МИД КНР Цинь Ган.

    В последнее время на переговорах был достигнут значительный прогресс: успешно была проведена встреча глав МИД участников процесса, а также принято важное решение о дальнейшем выполнении шагов на пути денуклеаризации Корейского полуострова и обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии. Однако теперь над всеми этими договоренностями снова поставлен большой знак вопроса.

    Работы по выведению из строя объектов в научно-исследовательском центре в Енбене начались в конце 2007 года. В июле этого года северокорейские власти в прямом эфире подорвали градирню, входившую в енбенский ядерный комплекс. Как отмечают эксперты, если северокорейские власти примут решить восстановить разрушенные объекты, для этого им потребуется не менее года.

    Комментарий

    Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН

    Причин, подтолкнувших Пхеньян к возобновлению своей ядерной программы, можно назвать несколько. Во-первых, принцип шестисторонних переговоров гласит: "действие в обмен на действие". Северная Корея сделала свой шаг на встречу урегулированию и ожидала от Вашингтона того, что он должен был сделать в ответ - вычеркивание из списка стран-спонсоров терроризма. Однако, США не выполнили своей части договоренностей. Более того, они утверждают, что вычеркнут ее из списков только после того, как она согласится на их план верификации. Таким образом, не сделав ничего обещанного, они ожидают от КНДР уже второго шага, что естественно никак не удовлетворяет северокорейскую сторону.

    Вторая причина изменения позиции Северной Кореи заключается в самом плане верификации, предложенном американской стороной. Естественно, мировому сообществу необходимо удостовериться в подлинности предоставленной Пхеньяном декларации. Однако, этот план во многом напоминает тот, что был предложен Саддаму Хусейну и который им был принят. В результате тогда инспекторы проверили потенциально опасные объекты. Затем их нанесли на карты как военные объекты и уничтожили во время американского вторжения в Ирак. Неудивительно, что иракский опыт впечатлил северокорейские власти, явно не желающих его повторения. Более того, достаточно грубое проталкивание американцами такого варианта проверок и связывание его с с принятием поставок гуманитарной помощи, может привести КНДР к мысли о том, что негибкость США и в данном вопросе имеет скрытые причины, не тождественные искреннему желанию приблизить разрешение ядерного кризиса на полуострове.

    И наконец третья причина подтолкнувшая Пхеньян к этому решению связана с грядущими президентскими выборами в США. В свете текущих событий, весьма велик шанс того, что следующим президентом Соединенных Штатов будет Джон Маккейн, считающийся еще большим консерватором, чем Джордж Буш. Этот политик известен своими антикоммунистическими настроениями, и что будет представлять собой американская внешняя политика в период его президентства в целом понятно. Впрочем это неудивительно для человека, который провел семь лет во вьетнамском плену и имеет к коммунистическому режиму "личные счеты".

    Однако, не стоит ожидать многого и от Барака Обамы: делая акцент на решении внутренних проблем страны, он может "сдать" внешнеполитическую сферу консерваторам, чтобы таким образом получить карт-бланш на то, что для него важнее. Более того, его ведущим советником по вопросам внешней политики является Ричард Холбрук. Он широко известен той ролью, которую сыграл в "урегулировании" конфликта в Югославии. Но специалисты, занимающиеся Корейским полуостровом, помнят более давний и не менее симптоматичный момент. В мае 1980 года, во время восстания в Кванчжу против авторитарного режима в Южной Корее, именно Холбрук предложил оставить без внимания попытки его лидеров связаться с США, хотя руководители созданного восставшими Городского Совета сразу же обратились в американское посольство с просьбой вмешаться в ситуацию. Холбрук тогда заявил, что вопрос привлекает слишком много внимания, в то время как его нужно рассматривать более широко и с точки зрения интересов национальной безопасности. А после победы республиканцев в 1981 году он получил работу высокооплачиваемого консультанта в корпорации "Хендэ". Поэтому в целом понятно, какую позицию он может занимать в корейском вопросе сегодня.

    В этой связи весьма уместен вопрос, есть ли резон у Северной Кореи подписывать соглашения с уходящим президентом, четко осознавая то, что новый президент, скорее всего, формально или неформально их перечеркнет. Тем более, что и такое в отношениях этих двух стран уже было 8 лет назад. Тогда в конце правления Билла Клинтона Мадлен Олбрайт посещала Пхеньян, и первый заместитель председателя Государственного комитета обороны Чо Менрок также совершал визит в Вашингтон. И многим казалось, что отношения двух стран начинают налаживаться. Но пришел новый президент (Джордж Буш - Прим. А.С.), и все вернулось на несколько лет назад.

    Поделиться