22.08.2008 07:00
    Поделиться

    Поставщики топлива отказались заправлять самолеты альянса "ЭйрЮнион"

    Тысячи пассажиров стали заложниками борьбы бизнесменов от авиации

    Вчера к вечеру задержанные рейсы стали отправляться из аэропорта Домодедово.

    Хотя еще в середине дня 2,5 тысячи пассажиров авиакомпаний, входящих в альянс "ЭйрЮнион", уже, кажется, потеряли надежду подняться в небо. Но после очередного совещания "антикризисного" штаба глава Росавиации Евгений Бачурин выступил с обнадеживающим сообщением: достигнута договоренность с поставщиками авиатоплива, которая позволит возобновить полеты самолетам альянса.

    В последние дни причиной задержек рейсов в десятке аэропортов страны стал неоплаченный керосин. Добиваясь оплаты, топливные компании перестали заправлять самолеты авиакомпаний "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", входящих в альянс. Евгений Бачурин сообщил журналистам, что 3,5 тысячи пассажиров в разных концах страны "сели на чемоданы". Только в Домодедове задержали 24 рейса.

    В Росавиации был создан штаб по анализу и урегулированию ситуации. В московском аэропорту Домодедово, через который осуществляются основные полеты альянса, в результате переговоров с топливными компаниями "Эйр Юнион" получил в долг трехдневный запас топлива. А вот в Красноярске, где располагается штаб-квартира альянса, самолеты пришлось заправить из запасов других авиакомпаний.

    Авиакомпания "КрасЭйр", входящая в "ЭйрЮнион", задолжала поставщикам топлива более 200 миллионов рублей. А в целом альянс, по предварительным оценкам, накопил долгов на 1 миллиард долларов.

    Несколько дней назад Евгений Бачурин допускал, что, если задержки рейсов альянса будут продолжаться и впредь, авиакомпании лишат свидетельства эксплуатанта. Попросту говоря, запретят летать.

    Впрочем, в это трудно было поверить. "ЭйрЮнион" за год перевозит порядка 8 процентов всего российского пассажиропотока, но регулярные рейсы совершает в основном на внутренних линиях. Здесь его доля гораздо выше. Как считает аналитик отраслевого рынка Олег Пантелеев, смена перевозчика безболезненной не будет. Возникнет дефицит самолетов и ажиотажный спрос на билеты.

    Очевидно, по этой причине уже вчера Бачурин заявил, что вопрос о полном прекращении полетов самолетов альянса не стоит - в пик летних перевозок уход с рынка одного из крупнейших российских авиаперевозчиков может привести к общему коллапсу. Для Росавиации главное - добиться беспрепятственного обслуживания пассажиров. Хотя в принципе, по мнению Евгения Бачурина, есть все предпосылки к лишению авиакомпании сертификата: низкая платежеспособность и грубейшее нарушение правил авиаперевозок.

    В Росавиации уже принято решение приостановить продажу авиабилетов "ЭйрЮнион" на все перевозки в зимний период с 1 октября. И если нынешняя ситуация с долгами не выправится, то билеты запретят продавать уже с 1 сентября.

    Евгений Бачурин, между прочим, признал, что из-за высоких цен на топливо многие отечественные перевозчики за летний сезон не смогли "наработать денежного запаса", который традиционно делали в пик отпускных перевозок.

    Да, тревожные сигналы о долгах поступают от многих авиакомпаний. Но почему топливный кран перекрыли только самолетам "Эйр Юнион"? Долги альянс накапливал последние два года, и при этом достаточно исправно выполнял свои рейсы. Что исключительного произошло именно сейчас?

    Сейчас государственные пакеты акций входящих в "ЭйрЮнион" компаний на основании указа президента передаются в госкорпорацию "Ростехнологии". Пресс-секретарь Росимущества Александр Комаров сообщил "РГ", что сейчас определяется способ оценки пакета. Комаров сообщил также, что задержки рейсов никак не связаны с действиями Росимущества.

    По неофициальной информации, в итоге госкорпорации "Ростехнологии" будет принадлежать 51 процент "КрасЭйр", чуть больше половины пакета акций "Домодедовских авиалиний" и 46,5 процента "Самары". Вторым крупным акционером остаются братья Борис и Александр Абрамовичи. Некоторые эксперты полагают, что обострение ситуации вокруг "ЭйрЮнион" может быть связано именно с распределением долей в создающейся компании. По замыслу, она должна стать еще одной национальной компанией наряду с Аэрофлотом.

    На прошлой неделе глава госкорпорации Сергей Чемезов охарактеризовал состояние альянса как "безрадостное". В настоящее время там проходит аудит состояния компаний, в том числе и финансовый. Процедура может занять 1,5-2 месяца. Сергей Чемезов акцентировал внимание не только на долгах, но и на том, что 80 процентов самолетов требуют замены - они устарели. Госкорпорация направила в альянс своих финансиста и авиаспециалиста.

    Однако связь между этим фактом и "долговым кризисом" не прослеживается - рейсы альянса задерживались и раньше. Так, 10 августа самолеты "Домодедовских авиалиний" улетели из Петропавловска-Камчатского в Москву только после того, как авиакомпания частично погасила свои долги. В действиях поставщика топлива прокуратура нарушений не усмотрела. К слову, вчера на Камчатке в той же ситуации оказались самолеты "КрасЭйр". Так что Красноярский "затор" был далеко не первым в стране.

    По словам замруководителя пресс-службы госкорпорации "Ростехнологии" Александра Ужанова, все стороны заинтересованы в том, чтобы быстрее выйти из возникшей критической ситуации. При этом, уточняет чиновник, пока госкорпорация не является акционером альянса. А потому не вправе вести какую-либо финансово-хозяйственную деятельность в отношении авиакомпаний и альянса в целом. То есть вопрос, будет ли госкорпорация платить по долгам "ЭйрЮнион", остается открытым. Хотя уже сейчас, по словам Бачурина, поставки топлива для самолетов альянса в московском транспортном узле осуществляются благодаря "Ростехнологии".

    Поделиться