21.08.2008 01:20
    Поделиться

    В Еврейской автономной области закрыли сразу три начальные школы

    Малокомплектные школы не укладываются в систему модернизации среднего образования

    В новом учебном году система образования Еврейской автономной области недосчитается сразу трех начальных школ в Облученском муниципальном районе.

    Не пострадал ни один учитель

    Этим летом их закрыли с официальной формулировкой - учреждения не обеспечивали требуемое качество образования. В ближайшее время, очевидно, будет закрыта еще одна начальная школа. Главная причина - учебные заведения посещают очень мало учеников.

    - За последние несколько лет количество детей школьного возраста снизилось в ЕАО почти на тридцать процентов, - сообщили корреспонденту "РГ" в областном комитете образования. - Соответственно, особенно в муниципальных районах, снизилась и наполняемость классов.

    Например, начальная школа в поселке Бира рассчитана на 400 учеников, а реально ходили в нее 25 человек. Школу в поселке Лондоко посещали два ученика. Такая же ситуация в школе в селе Башурово. Чиновники особо подчеркивают, что при ликвидации школ не пострадали ни один учитель, а тем более ученик. Преподаватели переведены в соседние школы, налажена, если есть необходимость, доставка детей школьными автобусами до места учебы.

    В комитете образования не скрывают, что, принимая непростое решение, руководствовались и экономическими соображениями. Содержать начальную школу с двумя учениками, в то время как рядом, в этом же поселке, действует современное и большое среднее учебное заведение, просто нецелесообразно.

    Кроме того, малокомплектные школы не укладываются в принципы модернизации системы среднего образования, которая активно ведется на территории России, в том числе и в ЕАО. Речь о переходе школ на так называемое нормативное финансирование, когда рубль из государственной казны идет вслед за учеником и учебные заведения финансируются из расчета численности детей, а не по усредненному показателю. Чем больше будет учеников в классах, тем больше учебный процесс будет подкреплен деньгами. Это выгодно и учителям, и ученикам.

    Для больших

    - Новая система финансирования отлично зарекомендовала себя в школах Биробиджана, которые первыми в ЕАО приняли ее на вооружение, - продолжили в комитете образования. - Поэтому неудивительно, что в муниципальных районах, глядя на опыт областного центра, тоже принялись укрупнять средние учебные заведения. Например, в самом отдаленном - Октябрьском - районе ЕАО на базе 12 существующих школ создают всего четыре, но с восемью филиалами.

    Малокомплектная школа не выдержит конкуренцию с городскими, если перевести ее на подушевое финансирование

    Кроме того, сейчас в лучших школах области обкатывается и новая система оплаты труда учителей, которая вряд ли когда-нибудь приживется в малокомплектных учебных заведениях. Эксперимент проводит министерство образования России, участие в нем принимают несколько дальневосточных территорий. Школьный фонд оплаты труда делится на два неравных блока. Семьдесят его процентов составляют базовую часть, а оставшиеся тридцать - стимулирующую. На размер второй части влияют такие показатели, как сложность работы учителя при подготовке к занятиям, присутствие школьного предмета в Едином государственном экзамене, применение новых методов и инновационных технологий в преподавании. Плюс к этому - участие в распределении стимулирующих выплат смогут принять советы школы, которые создаются сейчас в ЕАО с участием родителей учеников. Предполагается, что новая система оплаты заставляет учителей постоянно искать и использовать прогрессивные формы преподавания. Понятно, что в школах на десяток-другой учеников она работать просто не будет.

    На особом положении

    Кстати, в малокомплектных школах Хабаровского края педагоги согласны с позицией коллег из соседней области. Здесь считают, что малокомплектная школа не выдержит конкуренцию с городскими, если перевести ее на подушевое финансирование. К примеру, в школе нанайского поселка Верхний Нерген сохранили все необходимые ставки учителей, здесь есть даже должности старшей вожатой и социального педагога.

    - Когда год назад к нам приехала молодая учительница английского языка Татьяна Смолина, мы были просто счастливы. Английский у нас почти 15 лет не преподавался, привозили почасовиков из других школ, просили практикантов, - говорит директор школы Тамара Загородняя. - Квартирой ее обеспечили, она создала семью.

    Сейчас эта школа лидирует в районе по количеству компьютеров на одного учащегося - один на двенадцать человек, а не на сорок, как в среднем по России. Учительский коллектив выбрал для учебного заведения особый уклон - эколого-национальный. 15 процентов от любого урока посвящается национальной теме.

    Впрочем, и в ЕАО все реформы образования - настоящие и грядущие - наверняка обойдут стороной самую уникальную начальную школу области. Она расположена в глухом таежном поселке Новый, который населяют исключительно староверы. С десяток местных ребятишек уже много лет учат русскому языку, математике и прочим предметам, включенным в программу начального образования, преподаватели-старообрядцы.

    Закрыть школу в обозримом будущем невозможно. Дорог до поселка не существует. До ближайшего учебного заведения - почти 80 километров трассы, преодолеть которую весной, летом и осенью под силу лишь машине с очень высокой проходимостью. Например, трехосному грузовому "Уралу". Зато учебное заведение оснащено спутниковым Интернетом, впрочем, как все школы ЕАО, независимо от количества учеников. Поэтому начальное образование дети староверов получают в поселке, потом родители переводят их в интернаты, а позже - в профессиональные училища, техникумы или вузы.

    Дословно

    Людмила Копенкина, заместитель главы мэрии Биробиджана:

    - За два последних года, благодаря реализации национального проекта и перехода на нормативное финансирование, удалось на 30 процентов увеличить обеспеченность школ областного центра лабораторным и учебно-наглядным оборудованием.

    Поделиться