20.08.2008 01:35
    Поделиться

    В Новосибирске из-за аварии на газопроводе взорвался жилой дом

    Столько должна выплатить газоснабжающая компания за разрушение дома новосибирца Владимира Кузьминых

    Прецедент российского масштаба - газоснабжающая компания признана ответственной за взрыв жилого дома. По решению суда ОАО "Сибирьгазсервис" должно выплатить новосибирцу Владимиру Кузьминых стоимость уничтоженного коттеджа - восемь миллионов рублей.

    Чтобы от крепкого строения не осталось ничего, кроме глубокой воронки ("как от попадания авиационной бомбы", говорят очевидцы), потребовалась пара секунд. А чтобы добиться компенсации, хозяевам пришлось потратить более четырех лет. Коттедж был разрушен еще в 2004-м, решение же о взыскании его стоимости с газовиков суд Центрального района Новосибирска принял только сейчас. И у компании еще есть время его обжаловать, что она наверняка и сделает, - иск "Сибирьгазсервис" так и не признал.

    - После взрыва было возбуждено уголовное дело, - рассказал "РГ" адвокат пострадавших Павел Яровой. - Оно расследовалось в течение года, и в результате было установлено - ЧП произошло по вине газовиков, нарушивших технические стандарты и правила безопасности. Правда, уголовной ответственности сотрудники частной компании избежали: дело было возбуждено по 293-й статье УК РФ - "халатность", а под эту статью попадают лишь государственные должностные лица.

    Таким образом спор об уничтоженном коттедже перешел в гражданско-правовую плоскость - Владимир Кузьминых подал в суд на газовую компанию, требуя возмещения материального ущерба. Вторым истцом выступил его сосед Василий Костин, в доме которого взрывной волной и обломками выбило стекла и повредило стены. Суд растянулся на три года - очевидно, газовики не готовы расплачиваться миллионными суммами за собственные организационные недочеты.

    - По данным судебной экспертизы, взрыв дома стал следствием аварии, которая произошла в тот день на газопроводе, - говорит Павел Яровой. - Обледенел и вышел из строя регулятор давления газа, в результате чего, по данным экспертов, давление превысило расчетные нормы более чем в 60 раз. Это и привело к утечке газа и взрыву в доме Кузьминых. Интересная деталь - за полтора месяца до ЧП в Новосибирске авария по тем же причинам произошла в Омской области, только закончилась она не взрывом, а пожаром в нескольких домах. После этого управление Ростехнадзора по Западно-Сибирскому округу дало указание - провести внеочередную проверку технического состояния газораспределительных пунктов, чтобы предотвратить подобные аварии. Однако это указание исполнено не было.

    В суде газовики пытались отрицать связь между аварией на газопроводе и взрывом в доме. По их версии, газоснабжающая организация несет ответственность за эксплуатацию исключительно внешних сетей, а о безопасности оборудования в доме должен думать сам потребитель. В ответ Владимир Кузьминых предъявил договор об обслуживании импортного котла в его коттедже, подписанный представителем "Сибирьгазсервиса". Кроме того, в суде выяснилось, что представители этой же организации подписали все разрешительные документы на эксплуатацию газового оборудования в доме и даже входили в состав приемочной комиссии, которая в 2004 году не нашла ни одного отступления от СНиПов. "К удивлению суда, газовики уже в ходе разбирательства "обнаружили" нарушения в проекте и заявили, что их инженер участвовал в приемке лишь "формально", - говорит Павел Яровой. - Что это значит, неясно - ведь фактически он был единственным специалистом, способным оценить качество работ, касающихся газового оборудования".

    Наконец, энергетики попытались возложить ответственность за взрыв на супругу Владимира Кузьминых. "После того как стало известно об аварии на газо-проводе, ей позвонили и попросили отключить газ, - заявили "РГ" представители компании. - Все жители поселка, кроме нее, так и поступили". Правда, в суде выяснилось, что ни информации об аварии, ни четких инструкций от диспетчера газовой компании Ирине Кузьминых не поступало - ей позвонила, не представившись, соседка по поселку и спросила, не чувствуется ли в доме запаха газа. Запаха не чувствовалось.

    Поделиться