18.08.2008 03:00
    Поделиться

    Более двух лет московские и федеральные власти не могут решить вопрос о создании Национального музея авиации

    Почему музей авиации на Ходынском поле до сих пор есть только на бумаге?

    Распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова о создании Национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле было подписано год назад, но Ходынка по-прежнему остается кладбищем для самолетов.

    На бетонных плитах, заросших травой, - останки, призраки почти полностью разрушенных крылатых машин на спущенных шасси. Когда-то на этом месте располагался Центральный аэродром имени Фрунзе, теперь заброшенный оазис истории посещают лишь солнце, снег, дожди и ветер. Легендарные, но потерявшие былую красоту истребители МиГ-29 и Су-15, вертолеты Ми-24 и огромный Ми-6, а также другая летная техника отгорожены от людей сеткой-рабицей.

    Больше всех за ржавеющие самолеты переживают ветераны Северного административного округа. "Техника еще какое-то время сможет выдержать, но, к примеру, Ил-14, на котором в сорок пятом привезли из Берлина знамя Победы, нужно экстренно реанимировать", - сокрушается заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев. "Мы так хотим создать Музей авиации, что готовы организовать фонд и перечислять в него свои пенсии", - подхватывает его слова председатель совета ветеранов района "Сокол" Николай Калашник.

    Проект будущего музея, кстати, уже утвержден. На Ходынке должен вырасти грандиозный комплекс. В его состав, помимо музея, войдут храм Сергия Радонежского и храм Архангела Гавриила, построенный в память о погибших летчиках, а также парк "Исторические ландшафты Москвы". Часть самолетов планируется разместить прямо на взлетно-посадочной полосе. Здание музея длиной более 300 метров по форме будет напоминать крыло самолета. А 47-этажная вертикаль башни силуэтом ассоциируется с первыми космическими ракетами Сергея Королева. Экранопланы и самолеты встанут в протяженной части здания. Рядом с ними - точная копия легендарного самолета "Максим Горький" - самого большого моторного самолета в мире. Благодаря тренажерам, симуляторам и разнообразным компьютерным технологиям посетители смогут почувствовать себя летчиками и космонавтами. "Обслуживать технику будут специалисты - инженеры по самолетам, по двигателям и по приборному оборудованию, инженеры-техники, обслуживающий персонал..." - мечтает о будущем музее ветеран гражданской авиации Валентин Гришин. Рабочих рук и в самом деле потребуется немало. Ведь уже сейчас на поле стоит 49 единиц авиационной техники и 2 единицы ПВО.

    Так почему же музея до сих пор нет? Причина в том, что земля, на которой столичные власти собираются вести строительство, находится в федеральной собственности, а вся авиатехника принадлежит министерству обороны России. Заняться сооружением музея городу мешают, как объяснил корреспонденту "РГ" префект Северного административного округа Юрий Хардиков, нерешенные финансовые и имущественные отношения между московскими и федеральными властями. "Но жителям округа это трудно объяснить. Ведь север столицы - это сплошь авиация - Жуковка, Ильюшин, Туполев, КБ "Сухой", МиГ, МАИ...

    За чем же встало дело? Суть "земельно-имущественного" вопроса корреспонденту "РГ" объяснил заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений города Владимир Силкин. Он рассказал, что один раз столица уже заплатила федеральному центру за пустырь, которым было когда-то Ходынское поле. Усилиями города там за последние годы появились жилые дома, школы, детские садики, хорошие дороги... Естественно, благоустроенная земля стала стоить дороже. Вот и предлагает Росимущество Москве заплатить за Ходынку еще раз... "Это несправедливо, - заявил Силкин. - Тем более что на участке, вокруг которого сейчас идет спор, мы собираемся строить не коммерческий объект, а музей, который не будет приносить никакой прибыли..."

    Эта история длится уже два с половиной года. Может оказаться, что когда проблема решится, выставлять будет попросту нечего - самолеты превратятся в груду металлолома. Впрочем, вопрос, ставший камнем преткновения, недавно рассматривался у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Поэтому еще есть надежда на то, что москвичи все же смогут побывать в Национальном музее авиации и космонавтики.

    Поделиться