08.08.2008 04:00
    Поделиться

    Вокруг олимпийского строительства в Сочи разгорелся новый скандал

    Каким будет план олимпийских строек в Сочи к 1 сентября

    Итак, к 1 сентября будет готов план олимпийских строек в Сочи. В нем укажут сроки строительства и конкретные точки, где в столице зимней Олимпиады-2014 появятся ледовые дворцы и арены, гостиничные комплексы и будут проложены новые трассы.

    Согласование со всеми заинтересованными службами, а также экспертизу он должен будет пройти буквально в течение десяти дней. И в дальнейшем никаких изменений в проект олимпийской застройки вносить уже будет нельзя.

    Ко времени проведения Олимпиады в Сочи, напомним, планируется построить 218 объектов. Из госказны на это выделяется почти 12 миллиардов долларов, немалыми будут и вложения частных инвесторов. Но одна из самых сложных проблем - это доставка к главному российскому курорту стройматериалов. По некоторым оценкам, речь идет о 100 миллионах тонн цемента, щебня, песка. Примерно 70 процентов этих грузов будет подвозиться в Сочи по железной дороге, а оставшийся объем решено доставлять морем. Откуда взялась столь огромная потребность в материалах - малопонятно. Первоначально требовалось 53 миллиона тонн строительных материалов, затем 68 миллионов, а после объявления Олимпиады цифра выросла в 2 раза и составляет на сегодня 103 миллиона тонн. Столь существенная разница цифр свидетельствует о существенной неточности в оценке потребностей в строительных материалах и в то же время создает большую разницу в способах и путях их доставки.

    Олимпийский морской путь обеспечат два новых порта, которые должны появиться в Имеретинской низменности - устье рек Мзымта и Псоу. По информации пресс-службы ФГУП "Росморпорт", отвечающего за эти стройки, проектная мощность терминалов составит 10 миллионов тонн - по 5 миллионов тонн каждый. Стройки собираются развернуть в конце этого и начале следующего года. В дальнейшем, как поясняли раньше представители "Росморпорта", один из портов будет перепрофилирован и на его месте устроят стоянку для яхт, а второй станет работать на прием грузов постоянно.

    Между тем вокруг места предполагаемого строительства постоянного грузового порта разгорается нешуточный скандал. Местные жители, экологи и представители курортного бизнеса опасаются, что порт уничтожит уникальную природную среду, а жители и многочисленные отдыхающие будут фактически вытеснены из этих мест.

    Имеретинская низменность, заметим, давно привлекала к себе внимание. Здесь уникальный микроклимат - в садах зреют цитрусовые, а балконы оплетают ветки киви. Но больше всего, конечно, ценится близость моря и роскошные пляжи, ширина которых доходит до 90 метров (в Сочи они редко бывают шире 10-15 метров). В царские времена в междуречье Мзымты и Псоу собирались даже устроить природный заказник и построить новый курорт. В советское время долине была отведена роль аграрного придатка Сочи, и землю нарезали под совхозы. Тем не менее ежегодный поток отдыхающих на местных турбазах доходит до 50 тысяч человек. Здесь часто бывают на отдыхе весьма известные люди. "Имеретинка стала любимым местом отдыха для нескольких поколений", - говорит представитель Ассоциации инвесторов и предпринимателей Имеретинской низменности Михаил Меркулов. У объединения предпринимателей, кстати, большие планы по обустройству долины. Для многих имеретинцев прием отдыхающих - главный источник заработка. На месте старых турбаз предприниматели хотят построить современные отели, а местным жителям, владеющим небольшими семейными гостиницами, предложить их реконструировать по специально подготовленным проектам.

    Но курортную идиллию может нарушить будущий грузовой порт. Главой администрации Краснодарского края Александром Ткачевым уже подписано распоряжение о выделении земель под его строительство. Предполагается, что порт появится на участках совхоза "Россия". Но по санитарным нормам защитная зона у постоянно действующего грузового порта должна быть не менее 1000 метров. Проживание людей в ней запрещено: перевалка сухих грузов, как отмечают экологи, приведет к росту заболеваемости бронхитом, астмой и туберкулезом. "Вот здесь и будет порт", - сокрушается жительница поселка, председатель совета территориального общественного самоуправления (ТОС) Наталья Калиновская. И вместо вида на море с ее балкона можно будет наблюдать разгрузку цемента и щебня. Портовый проект, по ее словам, затронет интересы тысяч людей. Но расселение людей, как это происходит в других местах олимпийской застройки, не планируется, тревожится Калиновская. Кроме того, санитарная зона может накрыть не только жилой квартал, но и часть планируемого к Играм гостиничного комплекса на 8 тысяч мест и Олимпийского парка. Несколько дней назад место строительства будущего порта уже попытались оградить бетонным забором. Но оказалось, что у строителей нет на руках необходимых документов. А пресс-служба "Росморпорта" впоследствии заявила, что не имеет к ним никакого отношения, передали информагентства.

    Между тем проблема возникла из-за того, что первоначально планируемый в устье Псоу порт переместили на 2,5 километра, в центр Имеретинской низменности. Там для него просто идеальное место, и первоначально изыскания велись именно в этой зоне. По мнению экологов, выход из ситуации может быть найден, если вместо постоянного грузового порта создавать понтонный или объединить второй грузовой район с первым, который строится с участием компании "Базовый Элемент".

    Малоуспешные попытки найти выход предпринимаются. Как рассказал "РГ" глава департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Виталий Пономарев, сейчас речь идет о строительстве не постоянного, а временного порта. До 2014 года он будет принимать грузы для Олимпиады, а затем его, как и другой порт, перепрофилируют под марину для яхт. Причем это мнение озвучил на недавнем совещании у главы минрегиона глава администрации Краснодарского края.

    В то же время по запросу местных жителей в Федеральную службу безопасности Российской Федерации был дан ответ

    N КЛ-369, в котором говорится, "изменения (в постановление правительства РФ. - "РГ") не предполагают перепрофилирования второго грузового района порта Сочи в рекреационную зону".

    Кто останется прав в сложившейся ситуации, разберется Генеральная прокуратура РФ, куда уже обратились местные жители и предприниматели.

    Поделиться