07.08.2008 03:12
    Поделиться

    Отдых на родине часто оборачивается для уральцев бессмысленной тратой денег и нервов

    В текущем году в Челябинской области принят закон о стимулировании туристской деятельности. Власти региона обещают бюджетную поддержку предпринимателям, работающим в этой сфере. Однако пока качество отдыха на местных курортах оставляет желать лучшего. 

    По статистике, с каждым годом количество желающих отдохнуть в России возрастает на десять процентов.

    Этим летом моя семья присоединилась к тем, кому надоело отдыхать за границей. Тем более что по соседству - Южный Урал с его удивительной природой и погодой, отчего-то гораздо более солнечной, чем в Екатеринбурге. Наш выбор пал на многопрофильный оздоровительный центр, расположенный на знаменитом озере.

    Чтобы не поспеть к шапочному разбору, купили путевки заранее, в январе, с приятной скидкой. И это было первой ошибкой.

    - А почему вы так мало заплатили? - искренне изумилась бухгалтер центра, к которой мы пришли оформлять проживание в июле.

    - Сто тысяч рублей за двадцать дней отдыха - это мало? - в свою очередь удивились мы...

    Через пару дней отдыха, поговорив с соседями, я вдруг удивилась, что ни мне, ни ребенку не предложили никакого лечения, хотя "Перечень медицинских услуг, входящих в стоимость путевки", занимает в договоре целую страницу.

    - У вас лечение не оплачено! - отрезала администратор. - У меня так в компьютере написано.

    Через несколько дней с помощью юриста нам удалось доказать свою правоту. Лечение, конечно же, было оплачено еще в январе. Но время упущено, и денег никто возвращать не собирался. Пришлось утешиться моральной победой и сосредоточиться на отдыхе. Но это тоже оказалось затруднительно. Вот только несколько "зарисовок с натуры".

    Картина первая - питание в ресторане (шведский стол, зал люкс). Длинная очередь к крошечным емкостям с едой, которые всегда пусты - или "только что закончилось", или "сейчас принесут". Сбивающиеся с ног официантки с классическим нашенским: "Вас семьдесят человек, а нас двое!" Кофейные чашки под компот - обычные надо просить отдельно, и не факт, что принесут.

    Цены на южноуральских курортах неоправданно завышены.  Причина - недостаточное  количество мест

    Картина вторая - пляж. Здесь идет стройка, работают самосвалы и экскаваторы. На лодочной станции "плавсредства" нам выдают чуть ли не украдкой - оказывается, нет нужных документов(!). Лежаки бесплатные, бери и тащи… с понедельника по четверг. А в пятницу, субботу и воскресенье выложи триста рублей.

    Картина третья - территория. Из окна нашего коттеджа был вид на трактор, который подвозил трубы для водопровода, с крыльца - на тяжелую технику, занятую на строительстве нескольких многоэтажных коттеджей....

    Подумаешь, скажет кто-то, экскаватор ему не нравится, компот в кофейной чашке и лодки без документов. Избаловался народ. Так-то оно так, да вот только заплачено за все это "по высшему классу". Например, сто сорок тысяч рублей заплатила супружеская пара из Тюмени за двухнедельное проживание в люксе. Триста тысяч - семья из трех человек, приехавшая на три недели из Нижневартовска. И они, и я уехали, не "дожив" кто неделю, кто несколько дней. Деньги никому, конечно же, не вернули.

    Такой курортный бизнес здесь, похоже, процветает. Не так давно в Челябинской области принят закон "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности". В 2008 году планируется провести аккредитацию всех организаций, желающих получить помощь из бюджета. Как сообщили в главном управлении по физической культуре, спорту и туризму области, заниматься этим предстоит специально созданному координационному совету при губернаторе: наплыв нуждающихся в налоговых льготах, грантах, субсидиях и предоставлении имущества ожидается массовый. Особое внимание планируется уделить предприятиям среднего и малого бизнеса, готовым предоставить на суд координационного совета свои проекты в сфере развития туристического бизнеса региона.

    Мы двумя руками за проекты. Но отдыхать на будущий год поедем в Турцию…

    Комментарии

    Александр Филиппов, начальник отдела туризма Главного управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области:

    - Цены на южноуральских курортах сегодня неоправданно завышены. Причина этому - недостаточное количество мест для размещения. На том же озере Увильды мест для отдыха много, а курортов повышенной комфортности - единицы. Таким образом, возникает ситуация, близкая к монополии. Руководство комфортабельного курорта, где не более 500 мест, диктует свои правила игры на туристическом рынке. Не в нашей компетенции урегулировать ситуацию в ценовом сегменте, нет таких административных рычагов. Это бизнес, куда государство со своими методами воздействия не может вмешиваться. Все зависит от клиента - согласен он на такие условия отдыха или нет. Изменить ситуацию может только развитие регионального туризма, возникновение здоровой конкуренции.

    Сегодня специалисты управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области занимаются обновлением регионального реестра домов отдыха, санаториев и курортов, при этом учитывают качество и стоимость предоставляемых ими услуг. В дальнейшем к реестру сможет иметь доступ любой желающий. Возможно, это уменьшит число недовольных отдыхом на Южном Урале.

    Олег Сиротин, президент некоммерческого партнерства "Национальный парк спорта и туризма "Тургояк":

    - Призыв: "Урал - новая российская столица отдыха, здоровья и красоты" поистине вдохновляет. Тут совпадают и желание правительства Челябинской области, провозгласившего туризм одним из приоритетных направлений развития региона, и самих жителей области. Жаль только, что строительство этой столицы менеджеры и собственники учреждений отдыха ведут по разным принципам. Есть приватизированные остатки тех санаториев и профилакториев, которые были построены "до революции", выжили в перестройку и сейчас лоббируют свои интересы, продолжают работать с бесплатными для потребителя путевками, которые фактически оплачиваются фондом социального страхования или другими бюджетными источниками, а стоят дороже зарубежных. Есть санатории и курорты, принадлежащие крупным предприятиям, где проявляется забота руководства и собственников о здоровье трудящихся, и они дотируются заботливыми хозяевами. Основная мотивация персонала в таких учреждениях - удовлетворить не потребителя, а вышестоящее руководство. Есть и третья категория - новые комплексы для отдыха и оздоровления, которые созданы практически с нуля. Сейчас они еще только развиваются и выживают в конкурентной борьбе лишь за счет высокого качества предоставляемых услуг и искренней заботы о гостях, что поставлено в основу бизнеса.

    Думаю, что сегодня нужны все - и первые, и вторые, и третьи, чтобы люди могли сравнить, понять, куда должна двигаться дальше эта индустрия, и тогда они сами сделают выбор.

    Поделиться