06.08.2008 03:15
    Поделиться

    Одно из крупнейших в Башкирии пчелохозяйств находится на грани исчезновения

    В преддверии своего 80-летнего юбилея Государственное унитарное сельхозпредприятие "Башкирская опытная станция пчеловодства" (БОСП) оказалось под угрозой исчезновения.

    Великолепная семерка

    Основы научного пчеловодства были заложены в Башкортостане зональной пчеловодческой опытной станцией, которая была открыта при Юматовском сельскохозяйственном техникуме в 1930 году, а осенью 1933-го переведена в поселок Улу-Теляк Иглинского района. С самого начала она должна была способствовать становлению и укреплению общественного пчеловодства на  пасеках.

    Используя опыт традиционного промысла, коллектив занимался изучением местных медоносных ресурсов, повышением продуктивности пчелиных семей. Всего в стране таких центров, совмещенных с серьезными научными исследованиями, было семь, в том числе на Кавказе (Майкоп и Красная поляна), в Орловской и Липецкой областях, на Дальнем Востоке…

    В БОСП проделали огромную работу по изучению и внедрению передового опыта, велась селекция местных пчел среднерусской породы на пасеках почти шести районов Башкортостана. Об эффективности работы говорит и тот факт, что научные сотрудники станции помогли организовать хозяйствам республики 14 специализированных пасек, где только за последние два года было выведено более 50 тысяч пчелиных маток.

    Крушение флагмана

    В 1995 году для сохранения и воспроизводства ценного генофонда среднерусской породы пчел башкирской популяции республиканским Законом "О пчеловодстве" предусматривалось создание заказников и селекционно-разведенческих пасек. В настоящее время в радиусе 30 километров от станции создан фонд башкирских пчел, обеспечивающий генетическую чистоту.

    В 1991 году оказавшийся в тяжелой финансовой ситуации Всесоюзный НИИ пчеловодства, которому подчинялась БОСП, отказался от башкирской станции. Ее взяла под крыло Академия наук РБ. Но после ухода на пенсию Евгения Петрова, бессменно руководившего предприятием 30 лет, началась регулярная смена директоров. За последние десять лет поменялось шесть руководителей.

    В 2005 году в БОСП было введено внешнее наблюдение, а в мае 2006-го запущена процедура банкротства. С тех пор станция медленно, но верно погибает.

    - Сейчас ситуация совсем сложная, - признается корреспонденту "РГ" Радик Янбарисов, заместитель директора (внешнего управляющего) по производству, проработавший на БОСП на разных должностях 26 лет. - Опытных специалистов практически не осталось, все разошлись. Из 24 пасек осталось восемь, на них люди еще трудятся, что-то делают. Сейчас введена арендная система - пчеловоды работают по договорам. Есть небольшая задолженность по зарплате - около восьми тысяч рублей. Если станция разорится, то для республики, славящейся в том числе и своим медом, это будет серьезным ударом по престижу.

    Центру не нужен опыт?

    По мнению Радика Янбарисова, чтобы исправить существующее положение необходимы средства. Но деньги могут прийти в разорившееся учреждение только в случае его объединения с крупной и преуспевающей структурой.

    - Опытной станции практически уже нет, - с горечью говорит бывший директор БОСП Евгений Петров. - Когда я начинал здесь работать, было 511 пчелиных семей, когда уходил на пенсию - более пяти тысяч. Теперь же эта цифра почти такая же, как и в начале большого научного пути. Нет настоящего хозяина.

    Пришедшие после меня руководители не справились с поставленными задачами. Существующий Центр пчеловодства и апитерапии, который поддерживает республика, конечно, нужен. Но ведь изначально надо помогать именно производителям меда.

    В свое время опытное хозяйство в среднем за год производило до 60 тонн меда. А в 1984 году здесь получили более 80 тонн сладкого продукта. Для перевозки ульев к медоносам в хозяйстве имелось 19 автомашин и 11 тракторов. При необходимости привлекали даже вертолеты. Опытная станция стала селообразующим предприятием - вокруг нее вырос поселок Улу-Теляк. Пчеловоды заасфальтировали 10 километров дорог , построили несколько кирпичных домов на 58 квартир, содержали котельную и другую инфраструктуру.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" Амир Ишемгулов, генеральный директор ГУ "Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии", в свое время был подготовлен документ о присоединении пчелостанции к центру, но руководство БОСП этому воспротивилось. Спустя некоторое время руководители  станции сами изъявили желание присоединиться, но центру это стало уже экономически невыгодно.

    Комментарий

    Узбек Гусманов, секретарь Отделения биологических, медицинских и сельскохозяйственных наук АН РБ, Член-корреспондент РАСХН:

    - Я думаю, что Башкирскую опытную станцию пчеловодства можно и нужно сохранить. В качестве промежуточного решения организован Селекционный центр на базе БОСП, который мы финансируем. Когда имущество будет пущено на торги, Академия наук Башкортостана сможет приобрести три пасеки и часть офисного здания. Все остальное, к сожалению, будет распродано.

    Поделиться