Авторы новой транспортной схемы Красноярска угодили не всем

Автобусные маршруты в краевом центре окончательно определятся только к октябрю.

Официальный старт "транспортной революции" был дан в прошлую пятницу, сообщили "РГ" в мэрии. Однако еще несколько месяцев уйдет на окончательные согласования. Городские чиновники уверены в правильности своих решений: прежняя транспортная схема, по сути, таковой вовсе не является. Складывалась она спонтанно, на протяжении последних десяти-пятнадцати лет. Отсюда в пущенной на самотек сфере так много нарушений. Например, длительность многих маршрутов. Федеральное законодательство устанавливает 30-километровый "потолок". Однако в Красноярске некоторые из них достигают 40 километров. А протяженность маршрута отражается на его себестоимости. Как писала ранее "РГ", мэрия приняла решение такие маршруты сократить, а ряд дублирующих друг друга и вовсе ликвидировать.

- Но даже после оптимизации с пересадками будут ездить лишь 2-3 процента красноярцев, - считает исполняющий обязанности заместителя главы города - начальника департамента транспорта Леонид Семенов. - Примерно столько же, сколько и раньше. Интервал между движением автобусов будет составлять в среднем 8 минут. В целом в Красноярске станет на 27 маршрутов меньше, однако на 23 процента повысится их вместимость. Малые автобусы останутся на дорогах. Они будут ездить по тем направлениям, где нет большого пассажиропотока.

Мэрию поддерживают ученые, принимавшие участие в разработке схемы. Свои выводы они делают на основе проведенных научных изысканий и изучения опыта других российских городов:
- Идеальной транспортной схемы, которая бы удовлетворяла каждого, нигде еще не создано, - считает заведующий кафедрой организации пассажирских перевозок политехнического института СФУ Александр Фадеев. - Наша новая схема больше всего вопросов вызывает именно у владельцев автобусов малой вместимости, потому что на смену им должны прийти более современные и комфортабельные машины. Если появятся данные, что на каком-то маршруте мы ошиблись в расчетах, что для эффективной работы автобусов большой вместимости там нет нужного количества пассажиров, подвижной состав всегда можно будет переформировать.

Однако значительное число горожан нововведения не устраивают. Потребитель хочет одного: добраться до места побыстрее и подешевле. Платить за пересадки никто не желает. Особо недовольны жители отдаленных районов - Солнечного, поселка Энергетиков, Академгородка.

- Теперь 63-й будет ходить только до Студенческого, - говорит жительница Академгородка, студентка СФУ Мария Соколова. - А ведь мы еще в мае собирали подписи, чтобы маршрут не сокращали. Сотни человек подписались, и что в итоге? Так-то у нас прислушиваются к мнениям населения.

- В условиях постоянного роста цен на бензин и, как следствие, возможного увеличения тарифов, мне непонятно, зачем увеличивать количество пересадок, - недоумевает и депутат Законодательного собрания Алексей Клешко. - Ведь вполне можно было ввести оплату проезда, которая была бы связана не с количеством пересадок, а с дальностью поездки, как это сегодня принято во всех крупных городах Европы. Почему-то в этом направлении творчество наших чиновников не простирается.

Сами перевозчики тоже неоднозначно относятся к изменениям.

- На бумаге все всегда идеально, в реальности же - одни неудобства для пассажиров, - считает председатель краевой ассоциации перевозчиков Михаил Омышев. - Многие маршруты убрали, но взамен ничего не добавили. К примеру, по Крупской, где строится новый микрорайон, ходило пять маршрутов, а теперь осталось лишь два. Та же проблема с Черемушками, откуда и так было сложно уехать. "Сотки" и 85-е, отправляясь из Ветлужанки, пересекали практически весь город - сейчас их не будет. Уберут "пазики", работающие на газе, а ведь они работали более-менее прибыльно. В общем, недочетов много, потому-то схема окончательно до сих пор так и не принята. Надеюсь, конечно, на здравый смысл наших транспортных клерков, но в том, что к 1 октября все закрутится - сильно сомневаюсь. Да и маловероятно это в нынешней экономической ситуации: в ряде районов ведь необходимо создать целую сеть современных остановок.

Прямая речь

Виталий Бобров, исполняющий обязанности главы Красноярска:

- Сейчас там, где нет серьезных препятствий, нужно приступить к оборудованию конечных пунктов. Раньше начать выделение земель мы не могли, поскольку отодвигались сроки запуска транспортной схемы. Впрочем, законченной формы она и сегодня еще не имеет. А значит, и мы не можем разворачивать строительство по всему фронту. Не определившись, передвигать остановки, как пешки, нецелесообразно.