05.08.2008 03:03
    Поделиться

    Потери воронежского бюджета от деятельности "бомбил" достигают 700 миллионов рублей ежегодно

    Захотел корреспондент "РГ" открыть таксопарк, собрал деньги и приготовился ходить по инстанциям, чтобы оформлять нужные документы. А оказалось, это лишнее. С 2005 года лицензирование предприятий, занимающихся таксомоторными перевозками, отменено. Теперь главное - решить, как именно устраивать бизнес. Конкуренция жесткая, и удержаться "на плаву" сложно.

    Самый сложный и затратный вариант - создать автомобильный парк, стоянку и мастерскую, пригласить на работу водителей и диспетчеров. Но можно пригласить таксистов со своими машинами. В этом случае предпринимателю потребуется лишь телефон и диспетчер. Впрочем, такая схема может обходиться и… без предпринимателя. Иногда группа водителей-частников самостоятельно находит "удобный" номер телефона и диспетчера, которому полагается определенная сумма за каждый вызов. Небольшая маркетинговая кампания - и можно начинать работать.

    Есть вариант и для тех, кому ни диспетчер, ни парк автомобилей не нужен. Достаточно своей "десятки" ("Волги", "Мерседеса", "Оки"). Таких "предпринимателей" в народе называют "бомбилами". В отличие от первых двух категорий, они ни от кого не зависят и не платят никаких налогов. По оценкам одного из директоров такси "Форд" Павла Цицилина, ежегодные потери городского бюджета от деятельности "бомбил" достигают 700 миллионов рублей. Многие из нелегальных таксистов имеют так называемую "крышу", напрямую связанную с криминалом, которая организовывает для "бомбил" стоянки, помогает укрываться от налогов.

    Как рассказал Павел Цицилин, сейчас только три воронежские фирмы имеют собственные автомобили: "Желтое такси", "Форд", у которых примерно по 100 машин, и "Рослидер" с 40 таксомоторами. Раньше в этот список входила "Мицубиси", но теперь она работает с водителями-частниками.

    В такси-бизнесе существует своя иерархия. Условно его можно разделить на 3 категории: экономкласс, средний и премиум-класс. Уровень услуг обычно можно определить уже по автомобилю. Самые недорогие варианты - недорогие отечественные машины или иномарки "не первой свежести". Цены в таких такси довольно демократичные. Раньше, например, существовала фирма "Ока", которая за 50 рублей могла отвезти в любой конец города. Как правило, водители в такси экономкласса - частники.

    Ежегодные потери городского бюджета от деятельности "бомбил" достигают 700 миллионов рублей

    Предприятия среднего класса имеют свои автопарки и заботятся об их единообразии. Правда, к выбору "фирменной" марки каждый подходит по-своему. Руководство "Желтого такси" уверено, что "Волга" - несмотря на некоторую "непрестижность" - самый удобный, безопасный и комфортный автомобиль. Иначе думают в такси "Форд", предпочитая Ford Focus. Но стоит ли по плохим воронежским дорогам пускать дорогие иномарки?

    - Главное не дорога, а водитель, - убежден Павел Цицилин. - Если водитель опытный, машина не пострадает.

    Еще одно преимущество такси среднего класса - возможность оплачивать поездку по безналичному расчету.

    - Многие организации работают допоздна, поэтому им приходится развозить своих сотрудников по домам вечером или ночью, - рассказывают в "Желтом такси". - Естественно, мы идем навстречу корпоративным клиентам и осуществляем безналичный расчет. Это, кстати, показатель состоятельности организации, ведь мелкие фирмы по "безналу" не работают.

    В противовес предприятиям, которые работают по принципу "главное - довезти", есть те, для кого главная задача - довезти с комфортом. Это такси премиум-класса. Они работают только на дорогих машинах - вплоть до лимузинов. У "VIP-такси" таковых 4, белого цвета. Для водителей установлен обязательный дресс-код: черные брюки, светлая рубашка. Пассажиру обязательно откроют дверь, а если на улице дождь - встретят с зонтом. В салоне - музыка на выбор.

    Цена поездки, независимо от класса такси, складывается из нескольких составляющих: стоимости бензина, зарплаты водителя и обслуживающего персонала плюс расходы на амортизацию автомобиля. Кроме того, учитываются другие факторы, например, время ожидания пассажира.

    - Километр поездки в такси экономкласса может стоить 5 рублей, в более дорогих - 14, - говорит Павел Цицилин. - Но нередко предприятия устанавливают минимальную стоимость поездки в размере 100 рублей.

    В такси премиум-класса цены выше. Вызов автомобиля обойдется в 100 рублей, километр пути - в 20. Если клиент желает взять машину на определенный срок, это стоит 600 рублей за час.

    Как правило, таксомоторные предприятия пользуются системой единого налога на вмененный доход. Он применим в случае, если количество машин на предприятии не превышает 20. Из-за этого, как заметил Павел Цицилин, таксопарк иногда специально разбивают на несколько небольших.

    Деятельность такси в настоящее время законодательно не регулируется. На смену лицензиям пришли рекомендации. Например, машины должны проходить регулярный технический осмотр, а каждый водитель - предрейсовый медицинский. Но четко ли выполняются эти правила и насколько безопасны поездки для пассажиров - остается на совести перевозчика.

    Комментарий

    Дмитрий Крутских, руководитель управления организации городских пассажирских перевозок:

    - Организацией таксомоторных перевозок мы не занимаемся, нас сдерживает отсутствие лицензирования. Но вопросы оптимизации деятельности такси актуальны и уже обсуждаются чиновниками. В первую очередь необходимо контролировать пассажиропоток и техническое состояние транспорта.

    Поделиться