05.08.2008 03:00
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Истории России и Грузии удивительно похожи

    Конфликт Москвы с Тбилиси - давний

    Грузия наряду со странами Балтии и Западной Украиной была наиболее активной силой, выступавшей за выход из состава СССР. Как известно, 9 апреля 1989 года в Тбилиси был разогнан митинг с требованиями независимости - сейчас в Грузии этот день отмечается как День национального единства. С апреля 1991-го, задолго до ГКЧП и Беловежских соглашений, Грузия де-факто вышла из состава СССР - а Абхазия соответственно объявила, что остается "в составе СССР", но в качестве "независимой республики".

    После распада СССР, наряду с другим советским наследством, Россия получила уже "традиционные" проблемы с Грузией. Все президенты Грузии - Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили - совершенно разные люди, которые терпеть не могли друг друга, каждый приходил к власти, отрицая политику предыдущего. Но в одном они едины: всех их поливали грязью в России - и они не оставались в долгу и то громче, то тише ругались по адресу России и искали поддержки в США "против России". Само собой разумеется, что эти взаимные концерты время от времени прерывались и в антракте звучали трогательные речи о необходимости "нормализации отношений между братскими странами". Затем пересылка шампанского "от нашего стола к вашему столу" кончалась - и стороны возвращались к привычному потоку взаимных обвинений.

    Между тем истории РФ и Грузии удивительно похожи!

    В СССР только РСФСР и Грузинская ССР были федерациями. И только наши две страны (и еще Молдова) столкнулись с открытым сепаратизмом в 1991-1992 годах. Тогда в РФ провозгласила свою независимость Чечня, а в Грузии - Абхазия. Причем вполне естественно, что сепаратисты, чеченские и абхазские, поддерживали друг друга, Шамиль Басаев сыграл чуть не главную роль в войне в Абхазии.

    Слабая Россия 1990-х проиграла первую чеченскую. Слабая Грузия проиграла абхазскую войну. Время разбрасывать камни ...А затем, в 2000-е годы, настало время собирать камни, "вставать с колен" - и для России при Путине, и для Грузии при Саакашвили.

    Но при всем сходстве объективных траекторий движения отношения лучше не становились - наши параллельные линии продолжали с пиар-грохотом сталкиваться, экспериментально доказывая правоту Лобачевского.

    Кстати, об итогах грузино-абхазского конфликта 1992-1994 годов, в котором погибло около 17 000 человек. Если в 1989-м согласно Википедии в Абхазии жили 525 000 человек, в том числе 239 000 грузин, 93 000 абхазов, 75 000 русских, 76 000 армян и 15 000 греков, то согласно переписи 2003 года население Абхазии - 215 000 человек! Причем полностью сохранилась лишь абхазская диаспора - 94 000 человек (если в 1989-м абхазы составляли около 18% населения, то в 2003-м - почти 44%). Грузин осталось 46 000 - т.е. почти 200 000 грузин являются беженцами из Абхазии. Что интересно - в три раза сократилось и число русских (с 75 000 до 23 000). Впрочем, беженцами они не считаются - вероятно, они уехали из воюющей страны добровольно, от греха подальше. Полностью покинули Абхазию и греки.

    И еще один результат этой войны - 90% жителей Абхазии получили в 1990-е годы российские паспорта, являются гражданами РФ.

    С учетом всей этой предыстории надо смотреть на сегодняшние события.

    Ясно, что "старые больные раны" никуда не денутся. Хотя человеческие и культурные связи между РФ и Грузией все эти годы сохранялись (и они, кстати, традиционно гораздо сильнее, чем между Россией и многими другими бывшими республиками СССР), но политические отношения испорчены в максимально возможной степени. Чтобы исправить почти 20-летний непрерывный конфликт, нужны тоже годы взаимных усилий - между тем усилия сторон направляются по-прежнему на продолжение склоки. И в России, и в Грузии есть масса политиков, подливающих масло в огонь, жарящих на этом огне свое дневное пропитание, но что-то незаметны политики, пытающиеся огонь гасить. Понятно: поджигать страсти легко, тушить трудно.

    Впрочем, не будем и преувеличивать: черту, за которой надо от ругани переходить к действиям, ни российские, ни грузинские политики за эти годы  НИ РАЗУ не переступали. И не переступят. Войны между нашей и грузинской армией не будет. Больше того - не будет и войны Грузии с Абхазией.

    России такая война не просто "не нужна" - она бы для нас обернулась национальной катастрофой. "Легитимно напасть" на другую страну (или вмешаться во "внутренний конфликт" в другом государстве) Россия не смогла бы: нельзя сослаться ни на какое решение международных организаций. А выступать в роли "международного агрессора" - чистое безумие. К тому же эта война (а на войне убивают!) была бы, очень мягко говоря, "непопулярна" в России. Одно дело воевать языками в Останкино - тут все мастера, зритель доволен шоу. Но совсем-совсем другое дело - драться в Абхазии. Никто жернов этой ответственности себе на шею не повесит - самоубийц нет!

    Что касается укрепившейся Грузии, то "наведение порядка" в "своей провинции" по образцу 1992 года для них сегодня исключено: победить Россию невозможно, а новое гарантированное поражение в планы Грузии, смею думать, не входит. Если же Россия каким-то чудом не участвовала бы в войне, то, разумеется, грузинская армия в состоянии разгромить Абхазию - но что дальше? Победа станет пирровой: начнется резня в Абхазии, когда вернутся выгнанные грузины и потребуют свои дома! В мире это расценят как геноцид, Грузия попадает в "сербский капкан", а Саакашвили персонально становится "новым Милошевичем". Наконец, "присоединив" Абхазию, Грузия "присоединяет" к себе партизанскую войну - и на годы, десятилетия может забыть о строительстве своего государства (а оно у них идет и достаточно успешно). Грузия не смогла бы в случае "победы" добиться в Абхазии такого замирения, какого Россия добилась в Чечне: различие в том, что в Чечне не было хотя бы национального конфликта русских с чеченцами, не стоял вопрос о массовом возвращении изгнанных русских в дома, захваченные чеченцами. В общем, воюя с Абхазией, Грузия попадает в международную изоляцию и рискует сама себя разрушить до состояния 1992-1994 годов...

    Раз война в Абхазии никому не нужна, ее и не будет (все то же относится и к Южной Осетии).

    Что же будет? Вечная патовая ситуация - ни мира, ни войны, ни независимости Абхазии, ни воссоединения Грузии?

    Да, похоже на то.

    Впрочем...

    Если конфликт интернационализируется. Если ЕС начнет играть там реальную роль. Если в Абхазию войдут войска ООН. Если ООН, ЕС, НАТО сумеют развести беженцев и жителей Абхазии. Если те же международные организации найдут экономические аргументы, чтобы "выкупить" у Грузии независимость Абхазии, привлечь в Абхазию инвестиции, чтобы купить мир и курорт вместо войны...

    Вот если бы все это произошло, то, возможно, лет через 10-15 конфликт и был бы решен к взаимному удовольствию. На карте мира появилась бы еще одна крошечная страна (впрочем, больше Монако!), возник бы международный курорт, Грузия успешно развивалась бы с помощью международных инвестиций, а на южной границе РФ наступил бы мир и тишина.

    Только кто сотворит сие чудо?..

    Поделиться