31.07.2008 02:00
    Поделиться

    В Москве появятся школы для приемных родителей

    Осенью столичный департамент семейной и молодежной политики должен представить правительству новую трехлетнюю программу по преодолению сиротства.

    Что в ней будет? Какие проблемы требуют немедленного решения, чтобы добиться поставленной цели? Об этом рассказала на пресс-конференции руководитель департамента Людмила Гусева.

    Круговорот сирот

    В Москве более пяти тысяч сирот. Цифра не критическая, если учесть, что общероссийская армия сиротства оценивается в 700 тысяч. Но беда в том, что сколько бы детей ни усыновляли, ни передавали на воспитание в семьи, региональный банк данных практически не уменьшается: места выбывших тут же занимают другие осиротевшие дети. Например, в прошлом году, по словам Людмилы Гусевой, 800 детей было усыновлено, свыше 400 взяли в семьи (приемные, патронатные, опекунские), а 1200 новичков восполнили эти ряды. Что это за круговорот сирот в природе?

    Руководитель департамента привела такую цифру: в банке данных только 3 процента детей - биологические сироты, то есть потерявшие родителей, остальные - так называемые "социальные". У них где-то есть родители, хотя бы один, но суд лишил их прав. Вот эти "неблагополучные" (на языке чиновников) семьи и являются главными поставщиками сирот. В них - корень зла.

    Но что же предлагает департамент, чтобы исправить эту ненормальную ситуацию?

    "Мы мало работаем с кровными семьями, - обезоруживает признанием Гусева. - Мы занимаемся уже осиротевшими детьми, то есть последствиями".

    Конечно, Москва открывает кризисные центры, там ведут прием психологи, социологи, другие специалисты, готовые помочь советами в трудной жизненной ситуации. Но наивно думать, что к ним на прием запишутся родители-пьянчужки. Они с утра озабочены одним: где взять деньги на водку?

    Когда это становится известно органам опеки и попечительства, ребенка из семьи изымают, родителей лишают прав. Но любой практик знает: ребенок - последнее, что их как-то сдерживает. Едва его забирают - семья слетает с катушек. Ее уже ничто не остановит от безудержного пьянства и разгула. А вот если бы следом в опустевшую без детей квартиру явилась целая бригада тех самых специалистов, которые сидят в кризисных центрах, включая нарколога, может, и был бы шанс спасти семью, заставить одуматься.

    Кстати, в советское время были ЛТП, где принудительно лечили от алкоголизма и заставляли работать. Тогда сиротская статистика измерялась куда меньшим числом. Если подобные меры не вписать в программу, круговороту сирот не будет конца.

    Трудный возраст

    В региональном банке данных большой процент подростков 12-14 лет, которых трудно устроить в семью. Они помнят своих беспутных родителей, да и любят их, несмотря ни на что. И нередко убегают к ним из детдомов и интернатов. Хоть их дома никто не ждет.

    Гусева считает, что переростки - тоже недоработка не только органов опеки и попечительства, но и общественности. "Ведь драма случилась не вчера, - рассуждает она, - но никто о ней не сообщил - ни соседи, ни школа. Казалось бы, через семь дней после рождения ребенка в семью приходит педиатр. Он же видит: мама в грязном халате, старшие дети не ухожены, не накормлены. Что будет дальше с новорожденным? Но многие предпочитают не совать нос в чужие дела. Разве что иногда соседи сообщат об откровенных издевательствах над детьми"...

    По этому поводу Гусева вспомнила такой случай. Женщина с ребенком повторно вышла замуж, но вскоре умерла. Ее сын остался на попечении деспотичного отчима. Тот в наказание за любую провинность выставлял десятилетнего мальчишку голым на лестничную площадку, а там живут девочки-одногодки... В общем, униженного подростка определили в детдом, а на отчима Людмила Ивановна "накатала телегу" в Академию Генштаба, где он учился. И не жалеет: ведь этот вояка потом будет также издеваться над солдатами...

    Обычно же горе-родителям все сходит с рук. Ребенка-обузу определили в казенное учреждение - они свободны. "А почему собственно мы должны создавать им условия для пьянок и гулянок?" - риторически восклицает Гусева. И сослалась на опыт Белоруссии, где содержание ребенка в госучреждениях оплачивают родители, лишенные прав. Как их заставить это сделать - забота государства.

    Конечно, это тоже мера. Но она вряд ли способствует сохранению кровной семьи.

    Зачем ребенку семья?

    В московских детдомах есть все: компьютеры, тренажеры, секции, кружки, поездки за границу... Далеко не все родители могут дать своим детям столько возможностей для развития своих детей. Но есть вещи, которые постигаются только в семье.

    Людмила Гусева привела такой случай: семья усыновила мальчика. Каждый раз, садясь за стол, он твердит одно: "Чай невкусный". "Какой хочешь? Черный, зеленый, с молоком, вареньем?.." Все равно не нравится: "Не такой, как в детдоме". Родители - туда за консультацией: "Что у вас за чай?" Оказывается, его просто заваривают в чайнике с сахаром. Никому не придет в голову, что ребенок не догадается положить в чашку сахар.

    И это самые безобидные последствия сиротства. Но есть и другие.

    Именно выпускники детдомов часто становятся добычей криминала: их легко обмануть, споить, отнять квартиру. В метро мелькает социальная реклама: радостный паренек хвастается, что "обменял свою квартиру на какой-то продвинутый плеер"... Таких легко втянуть в преступность. По словам начальника Можайской колонии для несовершеннолетних, здесь 40 процентов контингента - из социальных сирот.

    Возврату не подлежит

    "Москва не ставит задачу - раздать всех сирот по семьям, - уточняет Гусева. - Тут гонка не нужна. Но подыскать приемных родителей для ребенка, который в этом нуждается, мы обязаны. И желающих хватает".

    Самое главное - не нанести им еще одну травму, которой может стать возврат ребенка назад, в детдом. Каково ребенку пережить второе предательство взрослых?

    Чтобы избежать этого, Москва будет открывать школы приемных родителей. А что касается выплат приемным и патронатным родителям, опекунам и усыновителям, то город, кажется, готов их озолотить. Таких пособий нет ни в одном российском регионе. И в дальнейшем, намекнула Гусева, выплаты еще поднимутся. На хорошее дело денег не жалко.

    Полезная информация

    Какие требуются справки для оформления ребенка в семью

    • с места работы с указанием должности и зарплаты (собственно ограничений по доходам нет - лишь бы оба родителя работали);
    • копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги;
    • из ОВД - об отсутствии судимости;
    • копия свидетельства о браке (но и одинокий человек может претендовать в родители);
    • для усыновителей - медицинское заключение о состоянии здоровья следующих специалистов: терапевта, дерматовенеролога, фтизиатра, невропатолога, онколога, психиатра, нарколога (надо же понять, сможете ли вы по состоянию здоровья поднять ребенка до совершеннолетия?)

    Кстати, Людмила Гусева пообещала, что в каждом округе отведут по поликлинике, где усыновители без очередей смогут получить все медицинские справки.

    Куда обращаться, если решили усыновить ребенка или стать опекуном, приемным или патронатным родителем?

    Региональный оператор государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находится по адресу: ул. Шаболовка, 48, стр. 1. Прием в кабинете N 8 по понедельникам (с 14.00 до 17.00) и четвергам (с 10.00 до 13. 00).
    Телефон: 958-18-72.

    Поделиться