28.07.2008 08:05
    Поделиться

    Нигерийские боевики добровольно отпустили восемь заложников с судна "Бердж-Сисар"

    Нигерийские боевики добровольно отпустили восемь человек, в том числе двух российских моряков, захваченных на борту танкера "Бердж-Сисар".

    По предварительным данным, никакого выкупа похитителям уплачено не было. Официальный представитель нигерийской армии подполковник Сагир Муса рассказал, что на танкер напали примерно шестеро вооруженных людей на быстроходной лодке. Они ранили двух членов экипажа и забрали с собой восьмерых: русских, латвийцев и литовца. Установить принадлежность нападавших не удалось.

    Как правило, похищениями в стране занимаются боевики Движения за освобождение дельты Нигера (ДОДН) и других группировок экстремистского толка. ДОДН требует более справедливого распределения доходов от нефтедобычи в этом, одном из самых богатых нефтеносных районов Нигерии. Нефть добывается в Нигерии уже полвека, и страна стоит на восьмом месте в мире по объему экспорта. Однако жители дельты практически ничего от этого не имеют, кроме, конечно, серьезного загрязнения прибрежной зоны.

    Захваты заложников начались два с лишним года назад. За это время было похищено более двухсот иностранцев, так или иначе связанных с нефтедобычей. В абсолютном большинстве случаев их отпускали живыми и здоровыми после получения выкупа. Однако из-за высокого риска работы на шельфе нефтедобыча сократилась почти на четверть, что, в свою очередь, сказалось на мировых ценах на нефть.

    В последние дни боевики проявили повышенную активность: всего за 48 часов на воде и на суше были похищены 16 человек.

    Пока остается неизвестной судьба моряков, похищенных 24 июля со шведского судна "Геркулес". Это россияне - капитан и старший механик, украинцы - матрос и моторист, и поляк - повар. Нападение совершили вооруженные боевики на двух быстроходных катерах. Они сказали, что принадлежат к некой "Армии освобождения", но пока никаких требований не выдвинули. Переговоры об освобождении моряков с буксира "Геркулес" ведет итальянская нефтедобывающая компания "Саипем", которая зафрахтовала судно у шведских судовладельцев для работы на нигерийском шельфе. О местонахождении похищенных не сообщается.

    ДОДН пока открещивается от последних похищений. Руководство движения заявило об этом в письме, направленном по электронной почте в агентство Рейтер: "Ни одно из наших подразделений не докладывало о похищениях. Но банды похитителей тоже приносят определенную пользу, хотя мы не одобряем их мотивы и образ действий. Они отвлекают и сбивают с толку армию - и это хорошо, потому что на войне все средства хороши".

    ДОДН обещает в ближайшие недели устроить серию взрывов на нигерийских нефтепроводах.

    Сергей Меринов

    преступность

    Законодательство ряда стран позволяет вешать пиратов на рее

    По данным Международного морского бюро, в прошлом году было совершено 447 пиратских нападений, по другим - более 500. Ежегодный доход пиратов составляет порядка 25 миллиардов долларов.

    Морские разбойники XXI века ничем не уступают коллегам из далекого прошлого. Сегодняшние пираты - это бездушные грабители и убийцы. Сообщения о нападениях на торговые суда поступают, как сводки с фронта, почти каждый день. Согласно докладу Международного морского бюро за 2007 год пираты похитили 18 судов, убили пятерых членов экипажа, 64 моряка были ранены, взяты в заложники 292 человека.

    Есть шесть особо опасных для мореплавания районов, на долю которых приходится более 70 процентов пиратских нападений. Они находятся у побережий Индонезии, Бангладеш, Нигерии, Индии и в заливе Аден. Решением Ассамблеи ОБСЕ к "пиратским" районам добавлен еще один - Малаккский пролив, который в последнее время стал считаться наиболее опасным.

    В 2004 году был принят Международный кодекс безопасности на море, где расписаны действия команды в случае пиратского нападения. Есть несколько правил: не выполнять условия пиратов сразу, не разглашать сумму выкупа, не рисковать жизнью экипажа. Если пираты уже захватили судно и выдвинули требование, то платить сразу нельзя по той причине, что тут же начнутся массовые захваты судов.

    По словам Валентина Туреева, управляющего директора Союза российских судовладельцев, в последнее время появляется все больше и больше требований к безопасности судов. Например, в потайных местах на судне устанавливаются несколько специальных "тревожных кнопок": стоит на них нажать - и сигнал о захвате поступает в соответствующие службы.

    Как правило, на судах нет оружия. Это раньше, в советское время, в сейфе капитана мог лежать пистолет, сейчас запрещено и это. В случае если на судно попадают вооруженные пираты, сопротивление совершенно бесполезно - пираты, не задумываясь, открывают огонь.

    Современных флибустьеров можно разделить на три вида: первый вид - это "шпана", которая нападает на небольшие суда, стоящие в порту или на рейде, чтобы стащить то, что плохо лежит или ограбить команду.

    Второй вид - это хорошо оснащенные бандиты, имеющие в распоряжении быстроходные катера. Вооружены автоматами, крупнокалиберными пулеметами и гранатометами. Перехватывают суда, идущие малым ходом в проливах или вдоль берега. С командой не церемонятся: либо всех убивают, либо выбрасывают за борт.

    И третья группа - это преступные синдикаты, имеющие разветвленную сеть морских брокеров и фрахтовщиков, обладают связями в правительственных и правоохранительных кругах. Оснащены современными средствами спутниковой связи и навигации. Работают под "заказ". Они не только похищают грузы и суда, но и предлагают дешевый фрахт. Найдя падкого на низкую цену грузоотправителя, они заключают контракт, оформленный на подставную фирму. В итоге "судно-призрак", загрузившись в одном порту, исчезает на просторах Мирового океана.

    Международной практикой допускается уничтожение пиратов без суда и следствия. Кстати, по американским законам до сих пор можно повесить пирата на рее.

    Однако взятые в плен бандиты должны предстать перед судом той страны, в территориальных водах которой они были захвачены. Если пиратов поймали в нейтральных водах, их должны судить в стране, к которой приписано судно.

    Наиболее эффективно борются с пиратством военно-морские силы: в открытом море только они имеют право останавливать суда. Но в Мировом океане, кроме американского ВМФ, другой силы практически нет. Кроме того, после окончания "холодной войны" в Юго-Восточной Азии США и Великобритания на 50 процентов сократили свое военное присутствие, что незамедлительно отразилось на росте нападений на торговые суда.

    Но сегодня российский Военно-морской флот снова начинает выходить в Мировой океан. А с советских времен у наших моряков был накоплен богатый опыт в борьбе с пиратами. В обстановке строжайшей секретности в СССР была разработана и проведена крупная антипиратская операция. Ядром ударной группы советских кораблей, подготовленных для этой операции, стали специально подготовленные торговые суда. На них были установлены и тщательно замаскированы орудия, а также небольшие ракетные установки.Экипаж состоял исключительно из офицеров спецназа КГБ, морской пехоты и ВМФ СССР. Всего, по неполным данным, кораблями-ловушками было уничтожено и взято на абордаж более 10 пиратских судов. Несколько пиратских главарей были найдены мертвыми в своих логовах. В Карибском море советский крейсер уничтожил два пиратских корабля. Близ Мадагаскара эскадра Тихоокеанского флота спасла от пиратов французское торговое судно. Два пиратских судна были уничтожены, а третье судно было взято на абордаж. Пираты в ходе этой операции потеряли убитыми более 60 человек, около 50 попали в плен. И не исключено, что в ближайшее время у мирового гражданского флота вновь появится надежный защитник: ВМФ России.

    Владимир Богданов

    Поделиться