24.07.2008 03:00
    Поделиться

    Прокуратура займется ценовыми сговорами и инфляцией

    Во вторник Генпрокуратура России обнародовала сообщение о создании Межведомственной группы для координации совместных действий по противодействию ценовому сговору, биржевым спекуляциям, способствующим повышению цен.

    В группу вошли представители МВД, Федеральной антимонопольной службы, таможни, Федеральной службы по финансовым рынкам, Минтранса и Минсельхоза России. Кстати, одна из причин создания группы, которая указана в официальном сообщении, - это "многочисленные обращения граждан и общественных организаций в связи с ростом цен на продукты питания, минеральные удобрения, бензин и топливо". Руководителем группы назначен начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Вячеслав Крошкин.

    Таким образом, Генпрокуратура официально дала понять, что собирается бороться с инфляцией доступными ей средствами. В российской практике орган, ответственный за соблюдение закона, практически никогда не имел отношения к подобным вопросам. Из сообщения неясно, какими именно полномочиями будут наделены члены группы и какие конкретные функции группа будет выполнять. Также непонятно, как именно планируется воздействовать на биржевой рынок государства и выявлять сговоры производителей.

    За ответами на возникающие вопросы "Российская газета" обратилась к работникам ведомств, которые могут быть задействованы в группе, и независимым экспертам.

    ФАС готова принять приглашение прокуратуры к совместной работе.

    Антимонопольная служба уже сотрудничает и с прокуратурой, и с МВД, говорит корреспонденту "РГ" начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Возможно, создание межведомственной группы поможет ускорить расследование ценовых сговоров. Однако всех проблем это все равно не решит.

    Сложность в том, что сначала надо доказать в суде факт сговора, а для этого необходимо представить неопровержимые доказательства - например, документ за подписью руководителей подозреваемых компаний. Но кто же такую бумагу подпишет. За рубежом доказательством сговора может быть телефонный разговор или встреча участников предполагаемого картеля. Кроме того, по опыту зарубежных стран ценовые сговоры, как правило, раскрываются по заявлению одного из участников картеля. Пока в России на товарном рынке не было прецедентов наказания за ценовой сговор, признает Нижегородцев.

    Но даже если совместными усилиями прокуратуры, МВД и ФАС и удастся раскрыть ценовые сговоры, с нынешней пропускной способностью судебной системы ожидать быстрого результата от инициативы Генпрокуратуры не приходится, замечает преподаватель ГУ - Высшая школа экономики Евгений Надоршин. На это могут уйти годы. Для создания действительно конкурентной среды, появления большого количества новых компаний нужны условия.

    Скептически относится эксперт и к заявленным намерениям бороться с биржевыми спекуляциями. Сейчас, напоминает Надоршин, против биржевых спекулянтов, которые вздувают цены на нефть, собираются развернуть борьбу в США. Но для большинства российских товаров биржевые цены не являются определяющими, по множеству товарных позиций у нас просто нет единого биржевого рынка. И, например, цена на нефть и нефтепродукты определяется далеко за пределами страны. Я не представляю, как наши силовые ведомства смогут противостоять биржевым спекулянтам на зарубежных рынках, иронизирует эксперт. Сначала нам нужно создать в стране нормальные биржевые рынки, но вряд ли стоит начинать эту работу с атаки на трейдеров, резюмирует эксперт.

    Кстати, само слово "спекулянт" звучит на биржевом языке не иначе как "трейдер". И оно сегодня вовсе не попадает под действие УК, как это было в советские времена. Работа межведомственной группы никак не отразится на работе рынка и на рыночных ценах, потому что контролировать этот процесс невозможно, считает авторитетный экономист Наталия Орлова. "Борьба с инсайдерской информацией на рынках сейчас идет во многих странах, но для этого требуется не просто создание комиссии, а изменение законодательства. Так как нынешние российские законы оставляют достаточно много лазеек для рыночных махинаций, - поясняет Наталия Орлова. - К тому же, как метод борьбы с инфляцией, - это совершенно неэффективно. Ведь любая комиссия может реагировать лишь на отдельные случаи, а не на общую ситуацию на рынке. Для контроля за рыночным климатом нужны постоянно действующие законы", - резюмирует Наталья Орлова.

    Правда, есть и другие мнения. Депутат из Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев считает, что комиссия может работать на основании существующего, например, уголовного законодательства - "в тех случаях, когда речь идет об откровенном жульничестве". При этом он советует сотрудникам группы "забрасывать сеть пошире" - начинать бороться с "интернет-пирамидами". "Прокуратура должна бороться с любыми нарушениями прав человека, будь то ценовой сговор автозаправщиков, завышающих цену на бензин, или интернет-компаний, предлагающих пользователям финансовые услуги с мошенническими целями, - поясняет Павел Медведев. - Генпрокуратура вполне может найти способ преодолеть условия конфиденциальности информации о рыночных торгах, - считает депутат. - Например, в законе о банках и банковской деятельности есть 26-я статья, которая снимает секретность с любой информации о клиенте по решению суда или в случае заведения уголовного дела. Все существующие нарушения вполне попадают под действие закона о мошенничестве в Уголовном кодексе. Хотя, конечно, в условиях развивающегося рынка, закон об инсайде разрабатывать все-таки нужно".

    Поделиться