24.07.2008 01:30
    Поделиться

    В Москве старые книги стали источником дохода

    Можно ли в Москве купить или продать старую литературу? Это решил выяснить корреспондент "РГ".

    В "буках" есть все

    Найти нужную книжку в "буках" Москвы особого труда не составляет. Как заверяли корреспондента "РГ" в разных магазинах, предложения намного опережают спрос.

    В СССР на продаже "читаного-перечитанного" специализировались более 4500 отделов и магазинов. Трудности времен перестройки заставили продавцов выложить на прилавки непрофильный товар, да он там так и остался. Особенно в небольших городах.

    В Москве ситуация лучше. Букинистические отделы, которые еще несколько лет назад ориентировались преимущественно на дорогой антиквариат, сейчас вновь принимают и продают недорогие книги советской поры.

    Всего в столице сейчас около 70 таких магазинов, в каждом - по несколько тысяч уже кем-то прочитанных книг. Однако принимают в "букинист" далеко не всех бумажных долгожителей, принесенных на комиссию.

    Фадеев - за 150 рублей, Купер - за 5 тысяч

    "От многих предложений приходится отказываться, - сетует Людмила Маркина, заведующая букинистическим отделом Дома книги "Медведково". - Правила для отбора строгие. Не принимаем издания со штампом или печатью государственных и общественных библиотек и учреждений, не имеющие штампа "погашено", а также книги с типографским браком или без титульного листа. Под запретом бульварно-порнографические издания"...

    Поэтому перед тем, как собирать сумку, стоит позвонить в магазин и согласовать список книг с товароведом.

    Брать книгу на реализацию или нет и по какой цене ее выставлять, продавцы решают, ориентируясь прежде всего на спрос. Справочники, словари, учебники - лидеры продаж. Их можно смело нести в магазин. Конечно, не стоит рассчитывать, что получите сумму, эквивалентную цене антикварного словаря Брокгауза и Эфрона (полмиллиона рублей за все 86 томов, если книги отменной сохранности), но с пустыми руками не останетесь.

    Знаменитый сборник задач Сканави продается за 110 рублей, двухтомник Гвоздева "Современный русский литературный язык" - за 180, а учебник Изюмова, Линде "Основы радиотехники" - всего за 70.

    Художественную литературу, от которой чаще всего и стараются избавиться москвичи, магазины берут неохотно. Особенно - книги, которые когда-то издавались миллионными тиражами. Произведения столпов соцреализма нынче продаются дешево. Например, четырехтомник Фадеева - за 150 рублей, трехтомник Айтматова - за 250, восьмитомник Шолохова - за 400. Но что характерно, как рассказали в Доме книги "Медведково", поэтические сборники

    1950-1960-х годов долго не залеживаются. Поэтому магазины хотя и оценивают их невысоко, но взять не отказываются.

    Большой спрос на зарубежную прозу, а также на собрания сочинений Пушкина, Толстого, Диккенса... Например, шеститомник Фенимора Купера 1956 года издания в зависимости от состояния продается от 2,5 до 5 тысяч рублей. Помимо сохранности книги, товароведы смотрят и на год издания. Собрание сочинений Льва Толстого в 21 томе, выпущенное в 1985-м и практически не тронутое рукой читателя, продается за 1500 рублей, а 20 томов, изданных в 1912 году, в неплохом состоянии стоят уже 8500 рублей. 12-томник Тургенева 1998 года издания стоит 2350 рублей, а 12-томник 1898 года - 15 000. Среди серийных изданий особенно ценятся "Библиотека приключений" (20 томов издания 1965 года продается за 3500 рублей), "Библиотека русской фантастики" (издания 1990 года - 1400 рублей).

    Не отказывают и в приеме журналов. Например, годовой комплекст "Крокодила" стоит 1500 рублей. Старые журналы - в особой цене. Один номер "Современника" за 1860 год тянет на 7200 рублей.

    Авангард на первой полке

    Книги, возраст которых не моложе 51 года, считаются уже антикварными. За них цены, как правило, выше.

    "А есть столь редкие книги, что их владельцы могут назначать любую цену, - рассказывает Татьяна Кудянова, заведующая букинистическим отделом магазина "Москва". - К ним относится двухтомник "Поэмы, повести" Пушкина 1837 года. Остались буквально считанные экземпляры. На "Сотбис" первое издание 8 глав "Евгения Онегина", причем дефектный экземпляр, было продано за 100 тысяч долларов. В Москве ни одна книга Пушкина, вышедшая в свет при его жизни, практически не оценивается ниже 50 тысяч долларов.

    Чуть ниже планка для прижизненных изданий Лермонтова и Достоевского".

    По словам Татьяны Кудяновой, среди самых дорогих - и тонюсенькие прижизненные футуристические сборники Давида Бурлюка, Алексея Крученых, Владимира Маяковского. Эти раритеты - лито графированные, проиллюстрированные работами Гончаровой, Родченко, изданные тиражом 100, а то и 20 экземпляров, тоже стоят тысячи долларов. За 150-250 долларов можно купить сборники поэтов Серебряного века. Ценность книги взлетает, если это первое издание, есть автограф автора, посвящение, надпись.

    Черные букинисты

    "Почувствовав конъюнктуру, некоторые дельцы пытаются специально "состарить" книги, - отмечает Татьяна Кудянова. - Был случай, когда нам принесли "Сказки" Пушкина, изданные якобы в 1834 году. Экспертиза установила: это новодел - текст напечатан на свободных полях учебника по химии 1807 года издания.

    Предлагали нам и "сборники поэтов Серебряного века". Их издавали как репринтные издания, какое-то время таскали в кармане, чтобы появились естественные потертости, и приносили в магазин. Подобные фокусы не проходят".

    Впрочем, некоторые "черные букинисты" стараются нажиться менее обременительным для себя путем. Узнав, что кто-то продает библиотеку, они тут же предлагают свои услуги по оценке - "чтобы зря не тащить груз в магазин". "А потом люди, узнав реальную цену, хватаются за сердце, - рассказывает Кудянова. - Делец всучил бабушке за 2 тома "Мужчина и женщина", изданного в начале века, всего тысячу рублей. А потом она нашла третий и принесла его уже в магазин. Мы заплатили ей 15 тысяч...

    Еще пример. Как-то к нам обратился академик - хочу продать книги, собирал всю жизнь. Прихожу - библиотека огромная, но странно - нет ни одной "жемчужины". Выяснилось, здесь побывал частный оценщик. Выбрал 15 книжек, за которые "только по дружбе" заплатил 3 тысячи долларов. Читаю список отданных книг - каждая стоит от 10 тысяч долларов... Подобных историй - масса".

    Увы, в таких случаях обращаться к правоохранительные органы бессмысленно - ведь люди расстаются с сокровищами добровольно.

    Справка "РГ"

    Человек, сдавший книжки, получает деньги лишь после реализации. Как правило, магазины оставляют себе 20-50 процентов комиссионных. Если книга не сразу находит покупателя, она подлежит уценке. В общем, разбогатеть, распрощавшись с дедушкиной библиотекой, вряд ли получится. Кстати, иногда букинисты принимают на реализацию целые собрания книг. Чаще всего товароведы бесплатно выезжают в квартиры, где хранятся не менее 2 тысяч книг. Оценка идет не "оптом", внимательно рассматривается каждая страничка.

    Важно

    "Вторая жизнь книги"

    Так называется акция Дома книги "Медведково". Здесь принимают от частных лиц (граждан РФ) купленные книги последних 2 лет издания. Но только те, которые находятся в отличном состоянии и в данный момент присутствуют в ассортименте магазина. А вот где была куплена книга, в "Медведково" или нет, - не важно. Наличие и цену можно уточнить на сайте www.bearbooks.ru (соответствие ISBN - обязательно). Сдать можно только один экземпляр книги одного наименования. Читатель-"продавец" получает половину от стоимости ее в Доме книги. Деньги на руки не выдаются, они начисляются на специальную пластиковую карту, которая выдается при сдаче книг. С ее помощью можно оплатить покупку новых книг в этом магазине. Режим приема книг: воскресенье, понедельник - с 10 до 21 часа.

    Магазин "Москва" 796-41-14, buk@moscowbooks.ru spravka@moscowbooks.ru.

    Магазин "Библио-Глобус" 781-19-21, bukinist@biblo-globus.ru.

    Дом книги "Медведково" 479-88-40; 473-00-23.

    Магазин "Букинист" 625-37-72, 625-88-30.

    Магазин "Академкнига" 125-30-38.

    Также можно купить или сдать книгу, пользуясь услугами интернет-магазинов:

    alib.ru, antiq-books.com, libex.ru

    Поделиться