16.07.2008 23:00
    Поделиться

    На Сахалине растут суммы взяток "гаишникам"

    Среди сахалинцев все чаще ведутся разговоры о росте сумм взяток, вымогаемых инспекторами ГИБДД.

    Многие водители жаловались и жалуются на придирчивость и наглость сотрудников милиции. Но вот что интересно. В сахалинском управлении внутренних дел по статье "взяточничество" возбужденных дел, в которых фигурировали бы инспекторы ГИБДД, практически нет.

    Наказать инспектора

    В 2008 году к уголовной ответственности привлекался всего один сотрудник дорожной полиции, а заявления на неправомерные действия  гаишников поступили всего от 30 сахалинских водителей. Это при том, что на дороги, к примеру, Южно-Сахалинска ежедневно выходят до пяти дежурных экипажей, а участники дорожного движения готовы приводить сотни историй, пятнающих честь сотрудников государственной автоинспекции.

    В чем же дело? Почему "кулуарные беседы" автомобилистов так разнятся с официальными цифрами? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал начальнику управления ГИБДД УВД по Сахалинской области Анатолию Ершову.

    - Как и в любой другой сфере деятельности, у нас встречаются недобропорядочные люди. Это единицы, которые пятнают репутацию всей службы. Вместо того чтобы говорить о таких людях и еще больше раздувать наболевшие вопросы,  сахалинцы должны помочь нам выявить и наказать взяточников, если они действительно существуют, - ответил Анатолий Ершов.


    Действительно, рассказывать на кухне у соседа или обсуждать на интернет-форуме можно все, что угодно.

    По словам Анатолия Ершова, чтобы избежать голословных обвинений, с прошлого года каждый инспектор ГИБДД обязан  носить на груди бейджик с указанием его имени и фамилии, а все диалоги с участниками дорожного движения  записывать на диктофон.

    - У любого водителя в сотовом телефоне тоже имеется функция диктофона. Так чего проще? Если вас вынуждают дать взятку, грубо обращаются с вами, предъявляют незаконные требования - запишите беседу с дорожным инспектором на диктофон и приложите эту запись к официальному заявлению. Только в этом случае дело будет вынесено на рассмотрение, - отмечает начальник управления ГИБДД.

    Стажер водителю не указ

    Некоторые участники дорожного движения теряются, увидев на дороге стажера - человека в желтом светоотражающем жилете с полосатым жезлом в одной руке и радаром - в другой. Где-то поодаль стоит патрульная машина, но "гаишников" не видно. Вот и возникает вопрос: нужно ли останавливаться по требованию стажера?

    - В правилах дорожного движения ("Общие обязанности водителей", п. 2.4) сказано, что  участники дорожного движения должны останавливаться по требованию сотрудника милиции. Стажер - это ученик, который находится на рабочем месте под руководством инспектора ГИБДД. В соответствии со ст. 6 Закона "О милиции" стажер может остановить машину, проверить документы только в присутствии наставника. Удостоверение, по просьбе водителя, должен предъявить сотрудник ГАИ, ответственный за прохождение практики стажера, - рассказал "РГ" Анатолий Ершов.

    Когда стажер пытается вести беседу, проверку документов, осмотр машины самостоятельно, пусть даже наставник в стороне, это считается нарушением служебной дисциплины. Если стажер требует остановить машину, и вблизи нет сотрудника ГАИ, водитель имеет право проехать мимо.

     Видео - не панацея

    С 1 июля ГИБДД разрешено вести фото- и видеонаблюдение за участниками дорожного движения. Нововведение подразумевает, что водители будут получать фотофакты совершенных ими нарушений и копию протокола по почте. А следить за автомобилистами будут стационарные и передвижные камеры.
    В сахалинском управлении ГИБДД говорят, что точки наблюдения для стационарных видеокамер на островных дорогах уже выбраны. В Южно-Сахалинске планируется установить около 30 наблюдающих "глаз". В том числе и муляжи камер.

    Однако, по мнению сахалинских госавтоинспекторов, процедура наказания с введением новшеств не только не упростит, но, напротив, добавит работу органам ГИБДД. На острове очень много машин продано и куплено "по доверенности". Теперь, если автоматика зафиксирует превышение скорости автомобилем, то инспектор наложит штраф на собственника машины. Хорошо, если за рулем был сам собственник, а если не он? Собственники автомобилей, по-видимому,  должны будут привыкнуть к наложению штрафа за нарушения, которые не совершали. Как решать подобные ситуации, представители сахалинского управления ГИБДД пока не знают.

    На заметку

    Если вы полагаете, что при общении с вами инспектор ГИБДД действовал незаконно, нужно написать на него жалобу. Для этого:

    •   ни в коем случае не давайте ему денег,
    •   запишите весь диалог с инспектором на диктофон (эта функция имеется в большинстве сотовых телефонов),
    •   запишите ФИО, номер нагрудного знака (они указаны у патрульного на "бейджике"), номер патрульного автомобиля,
    •   составьте в свободной форме заявление. Обязательно укажите, когда и где происходило событие, что предпринимали милиционеры, какие ваши права при этом нарушили. В конце жалобы не забудьте попросить, чтобы действия или решения милиции были признаны незаконными и их отменили,
    •   принесите заявление в управление ГИБДД УВД. Прием граждан по личным вопросам в ГИБДД УВД по Сахалинской области ведется по вторникам, средам и четвергам, с 16 до 19 часов.
    Компетентно

    Андрей Маслов, председатель общественной организации "Союз автомобилистов Сахалина":

    - Увы, в настоящее время большинство владельцев автотранспорта юридически не подковано, а иногда люди даже путаются в знаниях ПДД. Поэтому дорожному инспектору не представляет труда оштрафовать их на что и за что угодно. Например, за пересечение сплошной линии он может пригрозить лишить прав.

    онятно, что в таком случае водитель посчитает лучшим откупиться. Другая проблема, на мой взгляд, заключается в инертности многих участников дорожного движения. Вымогательство от человека в форме они воспринимают как нечто нормальное и предпочитают "не плыть против течения", с чистой душой откупаясь.

    Что касается организации видеонаблюдения на улицах города, то я целиком и полностью поддерживаю это благое начинание. Владелец машины должен отвечать за свою собственность.

    Поделиться