15.07.2008 23:00
    Поделиться

    Руководитель Росрыболовства предложил сократить число рыбоводных заводов

    Сколько нужно мальков осетра, чтобы поддержать популяцию? С этого вопроса руководитель Росрыболовства Андрей Крайний начал вчера в Ростове-на-Дону совещание о работе рыбоводных заводов на юге страны. Ученые и региональные чиновники простого и ясного ответа с ходу не дали.

    Теперь они будут думать на эту тему до первого сентября - всероссийского Дня знаний. К этой дате руководитель Росрыболовства обязал их подготовить комплексную программу по развитию воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб в бассейнах Волги и Дона.

    Государственных рыбоводных заводов на юге страны - десятки. Год за годом они выращивают из черной икры миллионы маленьких осетров и выпускают их в великие русские реки. Однако ценной рыбы от этого больше не становится. Наоборот, ее с каждым годом становится все меньше. Собственно, на ростовском совещании и обсуждали природу этого парадокса.

    Руководители рыбоводных заводов видят корень всех бед в отсутствии денег. Средняя зарплата на этих предприятиях - около 4 тысяч рублей в месяц. Примерно столько стоит 100 граммов браконьерской черной икры из-под полы на московских рынках. Понятно, что такое противоречие не способствует вдохновенному труду ихтиологов.

    В этом году из федерального бюджета на воспроизводство всех водных биологических ресурсов в стране выделен 281 миллион рублей. Андрей Крайний убежден, что это в десятки раз меньше, чем нужно для того, чтобы поддерживать популяции ценных видов рыб. Однако он призвал рыбоводов не слишком-то рассчитывать на дополнительные бюджетные средства. И предложил сократить число рыбоводных заводов, сконцентрировав ресурсы в самых дееспособных предприятиях.

    "На сколько сократить?" - заволновался зал. А вот для этого и надо выяснить, сколько осетровой мелочи на самом деле необходимо выпускать ежегодно в природную среду, чтобы реликтовые рыбы не исчезли совсем.

    Идея сокращения заводов явно не понравилась собравшимся в зале. Рыбоводы в ответ предложили превратить все свои унитарные предприятия в государственные учреждения. Разница, напомним, в том, что первые зарабатывают деньги, пусть даже и бюджетные, а вторые - получают из бюджета фиксированную сумму. Руководителя Росрыболовства, в свою очередь, явно не устроила позиция руководителей предприятий, но в спор он вступать не стал. В конце концов нехватка денег - явно не единственная причина отсутствия осетров в реках.

    Андрей Крайний заявил, что сегодня выпускать мальков прямо в реки - это безумие. Хищные рыбы, почуяв легкую наживу, становятся стеной в том месте, где инкубаторские белуги и стерляди попадают в реку, и попросту выжирают большую часть молоди. И при этом все довольны: завод славно поработал и освоил бюджетные средства, судаки набили брюхо. Только осетрины нет. Очевидно, необходимы какие-то технические решения этой проблемы. Но их пока не существует.

    Часть рыбы, конечно, проскальзывает мимо судачьих "клыков". Но на нее претендует огромное войско волжских и донских браконьеров. На берегу мало рабочих мест, которые бы приносили сравнимые с браконьерскими доходы. Социальные условия для развития незаконного лова куда лучше, чем для воспроизводства водных биологических ресурсов. Однако этим проблема не исчерпывается. На совещании в Ростове-на-Дону выяснилось, что территориальные органы Россельхознадзора, которые отвечали за борьбу с браконьерством до прошлой осени, до сих пор не передали рыбоохранное имущество территориальным управлениям Росрыболовства. Эта проблема так или иначе существует по всей стране, однако на Дону и Волге она особенно остра. Реки практически не охраняются, более или менее прямо утверждали некоторые участники совещания. А на кону - существование осетров. Их осталось так мало, что ихтиологам не удается выловить нужное количество рыбы, чтобы отобрать икру для рыборазведения. Белуги попадаются по несколько штук в год. Андрей Крайний обещал решить проблему с рыбоохранным имуществом в Москве либо путем переговоров, либо через суд.

    Совещание в Ростове-на-Дону - это только первая остановка в поездке руководителя Росрыболовства по югу страны. Он собирается побывать в Калмыкии и Дагестане и договориться с руководством этих регионов о совместной борьбе с браконьерами. Речь, очевидно, пойдет не только о силовых и административных методах. Но и о создании новых рабочих мест на рыбоводных заводах, чтобы люди могли зарабатывать на рыбе, не уничтожая ее до последнего хвоста.

    Поделиться