11.07.2008 03:01
Поделиться

Ставрополью насчитали 350 долгостроев

Счетная палата края провела внешнюю проверку исполнения регионального бюджета за 2007 год. По масштабности и глубине это контрольное мероприятие еще не имело прецедентов. Аудиторы выявили немало нарушений, влияющих на социально-экономическое развитие Ставрополья.

Политика "размазывания"

Одна из острых проблем - ситуация с так называемой "незавершенкой". Сметная стоимость всех недостроенных объектов в прошлом году составляла порядка 37 миллиардов рублей. При этом для завершения работ было выделено лишь 2,4 миллиарда рублей. Из 29 долгостроев (начатых до 1991 года) в перечень объектов для государственных нужд включены лишь семь. Привычным делом стали срывы сроков ввода в эксплуатацию, что приводит к физическому и моральному старению зданий, удорожанию их стоимости.

По состоянию на первое января 2008 года незавершенное строительство представлено 351 объектом. По подсчетам экспертов Счетной палаты, при нынешнем подходе к проблеме для получения конечного результата потребуется около 16 лет, и это при условии, если не вносить в перечень новых объектов.

Ситуация с долгостроями беспокоит и нынешнюю власть, получившую от предшественников столь "богатое" наследство. Во время рабочей поездки по районам края губернатор Валерий Гаевский выразил недовольство "политикой размазывания средств", когда, например, на Дом культуры в селе Красногвардейском запланировано выделить в этом году один миллион рублей, а требуется около 40. Но когда они будут получены, сказать точно не может никто - так называемый "режим ожидания" составляет пять и более лет.

- Это неправильная практика. Ведь есть уже один классический пример - роддом, который недавно открыли в Красногвардейском районе, почти 20 лет назад начинал строить еще Михаил Горбачев. Так теперь Дом культуры попал в разряд хронической "незавершенки". Это дурной пример, и не надо его тиражировать. Необходимо работать точечно, не распылять средства, концентрировать их на одном, двух, трех объектах, которые можно возвести за два - три года. И так должно быть по всему краю, - подчеркнул Валерий Гаевский.

На уровне деклараций

Одной из концептуальных проблем контролеры назвали невысокое качество макроэкономического прогнозирования. Занижение прогнозных параметров по темпам инфляции, объему ВРП и другим показателям отмечается в крае не первый год. По мнению проверяющих, в прогнозе недостаточно полно учтено влияние развития экономики края на формирование доходов населения, роста импорта на снижение динамики производства. Отклонения не позволяют реально оценивать темпы экономического развития региона и негативно влияют на исполнение бюджета. В 2007 году его доходная часть трижды увеличивалась на общую сумму более 1,6 миллиарда рублей. 

Есть проблемы, связанные с результативностью бюджетных расходов. Из года в год их рост сопровождается еще большим увеличением неиспользованных казенных остатков - за 2007-й они составили более 1,8 миллиарда рублей. Как считают аудиторы, это происходит не только из-за недостатков в планировании и организации бюджетного процесса, но и по причине отсутствия должного контроля со стороны распорядителей казенных средств.

- До сих пор остается открытым вопрос прозрачности исполнения бюджета. Застарелой проблемой является реализация краевых и ведомственных целевых программ (КЦП и ВЦП), поскольку зачастую все сводится лишь к декларации о благих намерениях. Проверка выявила, что при реализации КЦП не были освоены средства в сумме 260,5 миллиона рублей. Из 37 программ бюджетные средства реализованы только по девяти, при этом на три проекта не затрачено ни копейки, - утверждает аудитор Счетной палаты СК Алла Иванова.

Не лучше и ситуация с реализацией приоритетных нацпроектов (ПНП). Не хватает нормативной и правовой базы, в результате расходы, направленные на реализацию национальных проектов, а это более двух миллиардов рублей, слиты с расходами бюджета края в рамках функциональной и ведомственной классификации. Получается, что целевые программы регламентируются гораздо четче, чем более крупные нацпроекты.

Не менее остро стоит вопрос состояния дорожной отрасли Ставрополья. Диагностика транспортно-эксплуатационного состояния автотрасс и сооружений на них не проводилась с 2003 года. Каждый пятый километр автодорог не соответствует необходимому уровню.

- Ежегодная потребность в проведении капитального ремонта и восстановлении дорожного покрытия в крае составляет порядка 55 - 60 процентов, "недоремонт" - свыше 600 километров. Развитие автомобильных трасс сдерживается в том числе и недостатками нормативно-правовой базы, регулирующей развитие дорожной отрасли. В частности, до сих пор не обеспечена разработка и реализация программы развития, эксплуатации и совершенствования автодорог краевого значения, решения по их строительству, реконструкции и капитальному ремонту принимались бессистемно, - подчеркнула Алла Иванова.

Отсутствовали приоритеты бюджетного и оперативного планирования дорожных работ, что в конечном итоге привело к несоблюдению принципа эффективности и целевого использования бюджетных средств управлением дорожного хозяйства Ставрополья. Напомним, прошлогодняя проверка выявила нарушения финансовой дисциплины в отрасли на 238 миллионов рублей.

Дословно

Андрей Колесников, председатель Счетной палаты Ставропольского края:

- По результатам проверки мы подтвердили выводы правительства края об  исполнении регионального бюджета. Заключение аудиторов детально рассмотрено в комитетах и комиссиях краевой Думы, после чего депутаты приняли соответствующий закон.  Накопленный опыт первой внешней проверки и ее итоги предоставляют возможность совместными усилиями решать бюджетные проблемы, исправлять ошибки, допущенные в прошлом году.