11.07.2008 01:47
    Поделиться

    Родители учеников просят "заступничества и покровительства" у губернатора Тамбовской области

    Реорганизация системы общего образования на принципах оптимизации поставила на уши всех участников образовательного процесса как в Тамбове, так и за его пределами. Петиции от педагогов и родителей учеников летят во все инстанции. В сложившейся ситуации попытался разобраться корреспондент "РГ".

    Слиться воедино

    Губернатору Тамбовской области Олегу Бетину поступило письмо из города Рассказова, в котором родители учеников просят "заступничества и покровительства". И далее уже в стиле современного делопроизводства по пунктам излагают вопрос по существу. Администрация Рассказова намерена закрыть школу № 8, а учеников перевести в школу № 1. Кроме того, планируется слияние еще нескольких городских школ, чтобы тем самым сократить бюджетные расходы на образование, а заодно улучшить условия для обучения. Но в школе № 1, в которую власти намерены переселить учеников 8-й, туалет находится на улице, классных комнат и сейчас не хватает, спортивный зал мал, да и здание школы находится в аварийном состоянии. Последний факт, как утверждают родители, тщательно скрывается. В школе № 8, расположенной в центре города, условия учебы вроде бы получше, но… "Это здание, - пишут родители, - лакомый кусочек для властей города, и уже четвертый год идет выдавливание детей из школы любым способом, даже под видом модернизации".

    Похожие доводы родители приводили и в письме в администрацию Рассказова в апреле этого года. Но получили оттуда витиеватый ответ, подписанный заведующей отделом образования Мариной Цикуновой: "Филиализация МОУ СОШ № 8 не планируется, не обсуждается, не рассматривается администрацией города как возможный вариант сосуществования образовательных учреждений Центрального микрорайона.

    Что такое "филиализация" выяснить не удалось. Но из ответа ясно главное - местное самоуправление ничего не решает, и решать не собирается. Хотя школа, заметим, муниципальная, то есть городские власти вправе самостоятельно реформировать систему образования в рамках федерального законодательства.

    Тогда родители и педагоги обратились в вышестоящую инстанцию - в областное управление образования и науки. Начальник ведомства Наталья Астафьева свои доводы в поддержку инициативы городских властей Рассказова построила на низких результатах ЕГЭ, показанных школой № 8 в 2007 году. И сделала вывод, что "педагогический коллектив, администрация школы должны отдавать себе отчет, что, сохраняя качество работы на таком уровне, они ставят под угрозу будущее детей". Правда, этот довод никак не вяжется с результатами ЕГЭ в нынешнем году. 71 процент выпускников "нехорошей" школы экзамен по русскому языку сдали на "4" и "5". Такой же показатель качества и по математике. А в целом по городским школам Тамбовской области эти показатели заметно ниже.

    Спецоперация на ЕГЭ

    Рассказово уж не первый год сотрясают скандалы, связанные с попытками закрыть школы, чтобы перейти на спасительное подушевое финансирование образования. Из отдела образования администрации города грозятся, что уже к октябрю 2008 года школы окажутся в чрезвычайном финансовом положении, денег не будет хватать даже на зарплату учителям. А объединение школ № 1 и № 8 обеспечит полноценное бюджетное финансирование. Видят в администрации города и риски объединения, но убеждены - плюсов больше. Однако депутаты горсовета на июньском заседании проголосовали против слияния школ. И привели довод, который не учла исполнительная власть: в этом году все школы города получили лицензии сроком на пять лет, что дает им право до 2013 года существовать без потрясений.

    Система среднего образования действительно нуждается в модернизации. Но когда процесс сводится к закрытию школ ради сиюминутных, а поэтому сомнительных финансовых выгод, то противники невольно начинают искать менее пафосные причины реформирования, видеть "происки" в любом административном чихе. Загадочная история, например, случилась в Рассказово 4 июня.

    Для сдачи ЕГЭ по русскому языку выпускников двух школ собрали в здании школы № 9, а ответственной назначили директора школы № 1 Ирину Рагимову. Во время экзамена в школе неожиданно появились сотрудники местного ОБЭП. По одной версии, они устроили в школе повальный обыск, по другой - вежливо проверили сигнал о нарушениях в ходе государственных экзаменов. Внятных объяснений или извинений со стороны правоохранительных органов никто не дал, и Рагимова обратилась с заявлением к вице-губернатору Александру Сазонову. Оттуда сигнал ушел в областное УВД, где организаторы обыска или проверки вроде бы получили нагоняй. Противники поспешной модернизации полагают, что педагогов с подачи чиновников от образования "спецоперацией" попросту брали на испуг.

    Под катком модернизации

    В Тамбове на главном направлении учебных боев оказалась муниципальная гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. В отличие от рассказовского варианта власти Тамбова намерены разделить гимназию надвое, но никто не знает, где пройдет демаркационная линия. При этом волнения по ту и другую стороны начались еще осенью прошлого года. И они объяснимы, если учесть, что слово "демаркация" используется еще и для обозначения отграничения больных участков ткани организма от здоровых.

    По местному телевидению гимназию № 7 местные чиновники "презентуют" чуть ли не как худшее учебное заведение города, поэтому и намерены отсечь ее от здоровых тканей.

    Система среднего образования нуждается в модернизации. Но этот процесс не должен сводится к закрытию школ ради сиюминутных финансовых выгод

    - Выступая по телевидению, наш губернатор сказал, что седьмая гимназия не отвечает современным требованиям по уровню знаний, что она потеряла свой статус, что детей следует присоединять к более сильным школам, - рассказывает Оксана Зубаирова, мать гимназиста. - Нас это заявление встревожило. В этом году наши дети показали хороший результат по ЕГЭ, средний балл по русскому языку выше, чем в целом по городу. Мы хотим, чтобы наши дети учились в этой гимназии, чтобы они изучали французский язык.

    Действительно, по русскому языку выпускники гимназии № 7 не получили ни одной "двойки", качество знаний по этому предмету - 80 процентов при среднем показателе по Тамбову 65 процентов. Правда, неважные знания показали выпускники по математике. Получили десять "двоек" и ни одной "пятерки".

    Кто кого послушает? 

    На 18 июля назначены публичные слушания по проекту решения городской Думы о подготовке и проведению реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений Тамбова. Проект представлен главой администрации города, и 26 июня заместитель председателя комитета по законодательству областной Думы Павел Плотников направил главе администрации Петру Черноиванову депутатский запрос, в котором интересуется, чем вызвана необходимость реорганизации гимназии № 7, в чем будут отличия двух новых гимназий, в каких зданиях они будут располагаться и как произойдет разделение педагогического коллектива гимназии и учащихся. "От ответов на эти вопросы, - уточняет Плотников, - во многом будет зависеть позиция обратившихся ко мне родителей учащихся, намеренных принять участие в публичных слушаниях".

    Слушания обещают быть бурными. Как все процессы, происходящие последнее время в тамбовской системе среднего образования.

    мнения

    Алексей Ильин, глава Тамбова:

    - Процесс реформирования системы образования идет болезненно везде, гимназия № 7 не исключение. Но в Тамбовскую епархию ее никто отдавать не собирается, я обеими руками за сохранение в гимназии французского языка. Но обратите внимание - только 32 процента выпускников подтвердили хорошее знание французского языка. Думаю, что предстоящие общественные слушания в городской Думе многое прояснят, будут учтены все точки зрения.

    Ольга Устинова, преподаватель французского языка и литературы гимназии № 7:

    - Весь год нас держат в неведении. А недавно в СМИ появилась информация, что наши ученики плохо сдали ЕГЭ, что, мягко говоря, не соответствует действительности. Да, по математике мы выглядим хуже. Но это тот же показатель, который получен в целом по России. К тому же наша гимназия языковая, гуманитарная, но никак не математическая, у гимназий должны быть свои критерии оценки качества знаний, с этим согласны и чиновники из Рособрнадзора. Разговоры о том, что с гимназией что-то будет, привели к тому, что за последние две-три недели 57 родителей забрали документы своих детей. То есть мы потеряли два класса. При этом родители говорят, что они не пошли бы на этот шаг, но они хотят стабильности.

    Поделиться