приоритеты

Танковый прорыв Урала

Россия остается законодательницей моды в создании бронетехники нового поколения

Новый Царь-танк станет оружием массового уничтожения
Смотреть фоторепортаж Сергея куксина и Аркадия Колыбалова

В этом году, скорее всего, так и не состоится долгожданной премьеры Т-95, о скором принятии на вооружение которого открыто говорят уже лет пять. Ожидание чуда отечественной бронетехники затянулось, но все равно мы будем первыми, кто создаст танк нового поколения.

Тяжелая броня

Получается, что спроектировать и построить действительно новый танк гораздо сложнее, чем новый самолет. Наши авиаконструкторы активно работают над истребителем пятого поколения. Американцы такие истребители на вооружение уже принимают. А вот с бронетехникой прогресс не столь очевиден.

Если считать танковые поколения после войны, то к первым, наверное, относятся Т-54 - Т-62. Второе поколение родилось в Харькове более полувека назад - это Т-64 с экипажем из трех человек и автоматом заряжания пушки. Т-72 и даже газотурбинный Т-80 - по сути своей тоже машины второго поколения. Их глубокие модернизации - Т-90 и "Барс" условно можно считать поколением два с плюсом. Та же ситуация и за границей. Действительно качественно новых машин не создали ни в США, ни в Западной Европе.

На Западе пытались реализовать несколько новых проектов, но ничего путного не получилось.

В СССР эскизные проработки перспективного танка начались в трех ведущих КБ - Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском почти четверть века назад. Тема имела общее название "Молот". Предполагалось, что на конкурсной основе будет выбрана самая удачная конструкция и все танкостроительные заводы Союза будут выпускать в ХХI веке один тип машины-победителя.

Техническое задание на новый танк требовало создания универсальной гусеничной базы, на основе которой можно выпускать самоходные артустановки любого калибра, зенитно-ракетные, просто ракетные комплексы, различные инженерные машины и многое другое, что должно двигаться на поле боя и быть надежно защищено от всех видов поражения. Проект оказался настолько сложным, что ни одно КБ с поставленной задачей в восьмидесятые годы так и не справилось. А когда развалился Союз, то о новом танке пришлось забыть. Однако конструкторская мысль на месте не остановилась, и уже в начале девяностых появились два образца, которые претендовали на роль танка нового века.

"Черный орел" крылья не расправил

Интересную конструкцию предложило танковое КБ "Спецмаш" Кировского завода. За основу был взят газотурбинный Т-80, но схема предлагалась принципиально новая. Корпус удлинялся, двигатель переносился в нос, как у израильской "Маркавы", что обеспечивало дополнительную защиту экипажа. Сам экипаж предполагалось сократить до двух человек, и его рабочее место больше напоминало кабину самолета, чем танка. Вся информация, в том числе визуальная, выводилась на мониторы компьютеров, экраны бортовых телевизоров. Новый танк оснащался мощнейшей оптико-электронной системой, позволявшей управлять машиной и вести бой в любых погодных условиях днем и ночью. Боекомплект размещался в необитаемом отсеке, что значительно повышало живучесть машины. Предусматривалась установка пушки любого калибра в зависимости от требований заказчика или боевой обстановки.

Предложенный вариант вполне подходил как базовый для других боевых и инженерных систем. Однако питерский проект нового танка развития так и не получил.

Похожая машина появилась в Омске под именем "Черный орел". Это уже был классический Т-80, но опять же с размещением экипажа в корпусе. Изюминкой "Орла" стала башня, в которую также можно устанавливать пушку любого калибра, и уникальная система автоматического заряжания. Боекомплект крепится к орудийной установке подобно магазину ручного пулемета. Расстреляв все снаряды, "Черный орел" просто сбрасывает пустой магазин, а служба боевого обеспечения подвозит уже заряженный и крепит его к танку в течение нескольких минут.

Омский вариант боевой машины со всех точек зрения, особенно по параметру цена-качество, выглядел очень удачным. Его создатели даже заявили, что готовы установить на машину более дешевый дизельный двигатель. Но и "Орел" не приглянулся командованию Сухопутных войск - главному заказчику бронетехники.

Царь-танк

Единственной машиной, доведенной в рамках темы "Молот" до постройки опытного образца, стал объект 195, созданный в Уральском КБ транспортного машиностроения (УКБТМ). Ему, по всей видимости, и уготована роль будущей основы бронетанковой мощи России.

Объект 195 является секретным. Однако за то время, пока он мучительно рождался, строился и проходил заводские испытания, в прессе, особенно в интернетовской, о нем появилось столько всевозможных публикаций и рассуждений, что вывод об облике перспективной машины сделать можно.

Он не будет принципиально отличаться от раскрытого объекта, созданного в КБ "Спецмаш". Разница лишь в кормовом размещении моторно-трансмиссионного отсека, привычного для уральской танковой школы.

Экипаж - три, а возможно, и два человека. Размещается он в передней части корпуса, защищенного очень мощной броней. Пушка выносится на верхнюю часть корпуса. Калибр ее может быть любым. Базовый вариант, вполне возможно, окажется не меньше чем 130 мм.

Новая машина по своим массо-габаритным показателям значительно превзойдет Т-90. Смотреться Т-95 будет поистине как грозный и всесокрушающий царь-танк. Дело в том, что объект 195 создавался практически одновременно с БТР-90, который, наконец-то принят на вооружение и становится базовой колесной машиной для различных систем вооружения. Однако такая унификация привела к тому, что новый бронетранспортер оказался значительно больше и тяжелее, чем его предшественник Т-80. Вряд ли танкостроителям удалось избежать этого минуса универсализации.

Однако даже при внушительных габаритах Т-95 не станет сухопутным монстром вроде немецкого "Мышонка". Это будет действительно новое слово в мировой бронетехнике - полноценный танк третьего поколения.

О том, что в объекте 195 воплощены самые передовые технические решения, говорит малоизвестный, но красноречивый факт. В конце девяностых годов ХХ века УКБТМ посетил министр обороны маршал Игорь Сергеев. Был он стратегическим ракетчиком, и танки для него, как многим казалось, интереса особого не представляли. На чисто внешнее знакомство с перспективным объектом 195 отводилось двадцать минут.

Экипаж этого танка располагается в корпусе, усиленном дополнительной броней, а вооружение и боеприпасы находятся в башне. При этом пушка с автоматом заряжания может быть любого калибра, а снаряды размещаются в специальном коробе, который меняется, подобно автоматному рожку, за считаные минуты. Такого ноу-хау нет ни в одном зарубежном танке, даже перспективном.

Однако, как рассказывают, маршал Сергеев забрался внутрь танка и просидел там... почти два часа, слушая рассказ о новой машине и вникая во все особенности ее конструкции. На прощание министр обороны сказал, что никогда не ожидал от танкостроителей настоящего чуда почти космической техники в бронированном исполнении.

Облик нового танка рождался в соответствии с той концепцией, которая закладывалась в ТТЗ еще четверть века назад и полностью отвечала советской военной доктрине.

А какая доктрина у нас сейчас? Пока шла работа над объектом 195, все коренным образом изменилось, и сегодня ни Генштаб, ни командование Сухопутных войск, похоже, сами уже не понимают, какая и в каком количестве бронетехника нужна нашей армии.

В противном случае пока еще уникальная боевая машина поддержки танков (БМПТ) не пылилась бы в боксе КБ транспортного машиностроения в единственном опытном экземпляре, а выпускалась бы массовой серией.

По оценке крупнейшего знатока бронетанковой техники генерал-полковника Сергея Маева, она способна изменить тактику ведения наземных операций, в том числе антитеррористических. И это еще один довод в пользу того, что если мы в предшествующие, не лучшие для России десятилетия в чем-то поотстали, то у нас есть все шансы вернуть себе славу лучших танкостроителей. Имеется такое предчувствие.

Из-за непонимания революционной роли БМПТ в тактике и даже стратегии сухопутных боевых операций будущего никак не повышается мощь отечественных Вооруженных сил и теряются перспективные рынки вооружений, на которых эта машина пока еще конкурентов не имеет.

Так что вряд ли Т-95, если его даже примут на вооружение, ожидает безоблачное будущее. Во всяком случае пока объявлено, что Гвардейская Кантемировская танковая дивизия, всегда оснащавшаяся самой современной техникой, пересядет с Т-80У на Т-90. Жаль, что не на "Черного орла".

Вице-премьер Сергей Иванов считает, что создаваемый в России бронетанковый холдинг будет успешно конкурировать с ведущими западными транснациональными корпорациями. А его создание откроет путь к преодолению наметившейся в последние годы структурной разобщенности предприятий отрасли. Это позволит исключить, скажем прямо, вредную конкуренцию за получение государственных средств. Задача перед корпорацией стоит такая. К 2010 году интегрированные в единую структуру танкостроительные предприятия должны увеличить в 2,5 раза объем производства и в 5 раз суммарную прибыль. Она, по расчетам специалистов, может достичь 28,5 миллиарда рублей.

цифра

70 процентов всех обычных вооружений в стране производят на Среднем Урале 170 предприятий оборонного комплекса России

кстати

Около 500 российских и иностранных предприятий примут участие в VI Международной выставке вооружения и военной техники, которая пройдет с 9 по 12 июля в Нижнем Тагиле. Гостями выставки станут представители 47 государств, интерес к смотру оружия на полигоне "Старатель" в Нижнем Тагиле проявили потенциальные покупатели из Австрии, Ганы, Канады, Украины, Франции. Около 100 предприятий продемонстрируют на полигоне образцы своей новой техники и вооружения и представят около 200 экспонатов, показывающих развитие легкой бронетанковой техники, систем залпового огня. Среди этих экспонатов будет и самоходная артиллерийская гаубица "Мста-С", боевая машина поддержки танков, которой нет аналогов в мире

справка

Полигон "Старатель" "Нижнетагильского института испытания металлов" - один из базовых для проведения различных выставок по военной тематике. Здесь есть все необходимое для того, чтобы познакомиться с выставленными образцами военной техники и боевыми возможностями различных видов вооружения. Общая площадь выставочных павильонов - 8000 квадратных метров. Открытые выставочные площадки занимают 46,9 тысячи квадратных метров. Длина трассы для автомобильной техники - 2,425 тысячи метров. Длина трассы для бронетехники - 2,775 тысячи метров. Есть специальный вододром. Площадь его поверхности - 7,5 тысячи квадратных метров, а глубина - 5 метров

Комментарии (0)
Добавить комментарий
новости партнеров
новости партнеров
новости
партнеров
Наверх