Власти города намерены "реанимировать" воронежский троллейбус

На этой неделе на городских магистралях появится новенький современный троллейбус. Для Воронежа это настоящее событие - городской парк электротранспорта не обновлялся много лет.

Троллейбусу - дорогу

Сегодня Воронеж обеспечен подвижным составом на 46 процентов от необходимого. Причем муниципальный транспорт составляет только десятую часть этого "дефицитного" парка.

На протяжении последних нескольких лет региональные власти не раз заявляли о том, что городу необходима программа развития пассажирских перевозок с "акцентом" на их муниципальную составляющую - и вот, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. В мэрии разработали концепцию развития пассажирского транспорта на 2009-2012 годы. По словам руководителя управления городских пассажирских перевозок Дмитрия Крутских, программа подразумевает комплексный подход к решению транспортной проблемы: "Мы должны обновить автопарки предприятий, переоснастить их производственно-техническую базу и подготовить персонал". Согласно документу в течение трех лет планируется приобрести 500 автобусов большой вместимости (сегодня на рынке перевозок преобладает аварийно опасный и неэффективный малогабаритный транспорт). На базе ПАТП-5 планируется открыть автошколу, где будут бесплатно обучать водителей с последующим обязательным трудоустройством на предприятии.

Также в мэрии заявили о намерении "реанимировать" воронежский троллейбус. И здесь одно из самых проблемных мест - сопутствующая инфраструктура, которую придется восстанавливать практически с нуля. Еще несколько лет назад в Воронеже было два полноценных троллейбусных парка: на улицах Космонавтов и Хользунова. Сегодня для восстановления первого необходимо отремонтировать контактные сети, тяговые подстанции, закупить оборудование для техобслуживания. По подсчетам специалистов, на это потребуется около восьми месяцев. При этом само здание депо еще надо выкупить, так как оно находится в конкурсном производстве. Во втором троллейбусном парке инфраструктура частично сохранилась. Ежедневно отсюда на маршрут выходят около 35 троллейбусов, но территория депо и все постройки находятся в частной собственности. При продаже парка (в процессе процедуры банкротства) одним из основных условий было сохранение профиля предприятия, что позволяет надеяться на лучшее. Сейчас ведутся переговоры о возврате имущества в городскую собственность. Впрочем, первый троллейбусный парк продали частникам на тех же условиях, но они ничтоже сумняшись отдали многогектарный участок под строительство.

Чтобы "реанимировать" воронежский троллейбус, необходимо практически с нуля восстановить сопутствующую инфраструктуру

Как бы то ни было, власти рассчитывают в ближайшую пятилетку увеличить городской парк на 200 троллейбусов. Кстати, завод, выпускающий троллейбусы нового поколения, бесплатно - для полевых испытаний на три месяца - предоставил Воронежу одну машину (вместимостью 104 человека), которая выйдет на маршрут уже на днях. Если троллейбус-"первопроходец" покажет себя с наилучшей стороны, то можно будет вести речь о заключении контрактов.

Трамваи в очереди

Что же касается трамваев, то на сегодняшний день их возрождение в мэрии считают невозможным. По словам генерального директора МУП "Воронежпассажиртранс" Александра Юрова, троллейбус значительно дешевле в запуске и эксплуатации. К тому же, двигаясь в одном транспортном потоке с автомобилями, создает меньше помех на дорогах: "Стоимость одного трамвая колеблется от 12 до 16 миллионов рублей, тогда как цена троллейбуса - порядка 2,7 миллиона, а большегрузного автобуса - 2,1. К тому же для трамваев необходимо подготовить дорожное полотно и рельсы, прокладка одного километра которых стоит около 10 миллионов рублей". Одним словом, к вопросу о возрождении трамвая городские власти обещают вернуться позднее: когда для этого появятся экономические условия или найдется заинтересованный инвестор.

Впрочем, с настроем и расчетами мэрии не согласны активисты движения "Воронежцы за трамвай", которые утверждают, что стоимость трамвая раза в два преувеличена, зато срок жизни больше "троллейбусного" в три раза. К тому же, по словам зампредседателя движения Антона Буслова, получить трамваи можно вовсе без затрат:

- В Москве - ввиду модернизации парка - списываются трамваи, которые тем не менее находятся в лучшем состоянии, нежели воронежские, и правительство столицы готово бесплатно отдавать их в регионы. Если откладывать возрождение трамвая на неопределенное "потом", то этого события можно вообще не дождаться. Между тем трамвай не только самый экологичный, но и самый "производительный" вид общественного транспорта: вместимость троллейбуса и автобуса - 120 пассажиров, малогабаритной маршрутки - 12, а одного вагона трамвая - 210. Таким образом, один двухвагонный трамвай - это 33 маршрутки. При таком раскладе нетрудно догадаться, что именно в Воронеже является причиной пробок.

комментарий

Сергей Колиух, мэр Воронежа:

- Только при наличии полноценного муниципального транспорта, который должен задавать стандарты качества оказания услуг, можно влиять на рынок городских пассажирских перевозок. Нельзя, чтобы частники, как это было перед последним повышением цены на проезд, диктовали условия: мол, если не выполните наши требования - поставим город на колени. И, конечно, необходимо сократить количество перевозчиков: допускать на этот рынок только тех, кто имеет автобусный парк и производственно-техническую базу.