08.07.2008 04:00
    Поделиться

    Польша и Чехия почти согласились на размещение ПРО

    Во вторник Чехия, а в четверг Польша окончательно согласятся на размещение элементов противоракетной обороны США на своей территории.

    Звучавшие на прошлой неделе громкие заявления Варшавы о тяжелых переговорах и даже возможном отказе от предложений Вашингтона были не более чем фарсом, ставящим целью выторговать у "большого брата" побольше преференций за десяток противоракет. В то время как менее искушенная в подобных перепалках Чехия сдалась без боя, существенно ограничив свои военные и финансовые аппетиты к большому облегчению Белого дома.

    Полякам недвусмысленно дали понять - стран, готовых разместить американские базы у границ с Россией, среди сателлитов США в Евросоюзе предостаточно. Впрочем, немедленно высказанное желание Литвы принять дорогой во всех смыслах "подарок из Пентагона" пока больше выглядит популистским шагом. И призвано оказать дополнительное давление на несговорчивую Варшаву.

    Там намек поняли. Как передали информагентства, после сообщений о планах Вильнюса премьер Польши Дональд Туск в течение 40 минут беседовал с вице-президентом США Ричардом Чейни о проблемах размещения ПРО.

    За "тридцать сребреников" полякам и чехам предлагают окончательно отказаться от участия в создании сильной Европы, способной на самостоятельные геополитические решения.

    Очевидно, что готовность Варшавы и Праги установить особые отношения с Вашингтоном в двустороннем порядке делает несбыточными проекты Брюсселя по формированию единой внешней политики Евросоюза в обозримом будущем. В Польше это хорошо понимают. А потому стараются на заключительном этапе переговоров с Белым домом не продешевить.

    Тем не менее этот бунт новоевропейцев против основополагающих принципов единой Европы как всегда останется безнаказанным. Никаких экономических, а тем более политических санкций в адрес Польши и Чехии не последует. Напротив, их опыт почти наверняка окажется востребованным и другими новичками ЕС, ориентирующимися на американскую силу и кормушку.

    За "тридцать сребреников" полякам и чехам предлагают окончательно отказаться от участия в создании сильной Европы

    Поскольку главной движущей силой подобных демаршей остается стойкое недоверие к Евросоюзу как самостоятельному политическому институту, способному защитить его участников. В то время как наличие американских баз, как и в прошлом веке, выглядит лучшей гарантией безопасности в условиях политических и особенно военных катаклизмов на континенте.

    Страх, который в середине 1990-х годов существовал среди части государств ЕС перед нестабильной Россией, а теперь существует перед Россией крепнущей, экономически состоятельной, становится едва ли не главным фактором, мешающим стратегическому союзу Москвы и Брюсселя.

    Но наличие такого страха полностью отвечает интересам Вашингтона, выделяющего немалые финансовые ресурсы на поддержку антироссийских настроений в Евросоюзе. И предлагающего всем желающим свою защиту от "руки Москвы".

    Неудивительно, что робкое предложение президента Эстонии Хендрика Ильвеса внести изменения в эстонско-российский договор о сухопутной и морской границе, которые устроили бы нашу страну, были с негодованием отвергнуты в Таллине. Наличие скрытого конфликтного потенциала в отношениях с Россией для прибалтийской республики означает дополнительную защиту и повышенное внимание со стороны НАТО, Евросоюза и, разумеется, США.

    А также шанс еще долго оставаться в статусе государства, обиженного Москвой, со всеми вытекающими из такого положения политическими, а подчас и экономическими дивидендами.

    Возникает устойчивое впечатление, что ряд государств ЕС намеренно провоцируют Россию на жесткие заявления, чтобы лишний раз продемонстрировать сторонникам стратегического союза с Москвой внутри Европы необходимость раз и навсегда отказаться от таких планов.

    Вот и министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг на днях объявил, что его страна "будет активно поддерживать Грузию в процессе вступления в НАТО". Тот факт, что Тбилиси ни по одному параметру не соответствует требованиям альянса, политика не смущает. Главное заставить Москву отреагировать резким заявлением, которое можно будет трактовать как "имперские амбиции".

    Провал Лиссабонского соглашения, ставившего целью сделать Евросоюз менее зависимым от Америки геополитическим игроком, и нарастающий страх новоевропейцев перед тем, что "русские придут", оставляет немного шансов России на заключение стратегического союза с единой Европой.

    И фактически откладывает на неопределенный срок подписание нового договора о партнерстве с Брюсселем. Однако наличие внутри ЕС большой группы влиятельных государств, недовольных той ролью в массовке, которую им отвели Вашингтон и его сателлиты при определении политического курса и приоритетов единой Европы, дает шанс нашей стране продолжить диалог о партнерстве с Евросоюзом.

    Несмотря на то что в самой Европе сегодня даже самые влиятельные политики стараются избегать ответственности за формирование новой "восточной политики", полагая, что время для инициатив в этом направлении еще не пришло.

    Поделиться