07.07.2008 02:00
    Поделиться

    В Большом театре поставили балетный шедевр 30-х годов

    В Большом театре состоялась премьера балета "Пламя Парижа", созданного по мотивам шедевра хореографа Василия Вайнонена. Этот спектакль был одним из главных театральных манифестов советской идеологии, а заодно воплощением самых прогрессивных хореографических идей эпохи.

    Он был поставлен в 1932 году в ленинградском Государственном театре оперы и балета (как называли тогда Мариинский) к 15-летию Октябрьской революции, а в следующем году перенесен в Большой театр. Либреттист Николай Волков, художник Владимир Дмитриев, композитор Борис Асафьев, режиссер Сергей Радлов и балетмейстер Василий Вайнонен заимствовали сюжет из романа Феликса Гра "Марсельцы", посвященного событиям Великой французской революции. На протяжении четырех действий крестьяне, возмущенные притеснениями аристократов, поднимали восстание, штурмовали королевские дворцы, казнили вельмож и отплясывали на празднике победы под звуки "Марсельезы" и "Карманьолы".

    В музыке были использованы темы революционных песен и произведений любимых композиторов французского двора. В декорациях воспроизводились французские пейзажи, виды парижских площадей и версальских залов. Но в историю спектакль вошел благодаря грандиозному танцевальному действу, где главенствовали массовые сцены от "реалистичных" сражений и крестьянских плясок до рафинированных бальных танцев знати. Впервые героем балетного спектакля стал народ. Виртуозные сольные партии исполняли кумиры эпохи: Марина Семенова, Вахтанг Чабукиани, Наталия Дудинская, Константин Сергеев, Ольга Лепешинская и другие мастера. Спектакль выдержал несколько редакций и прослыл любимым балетом Сталина. После войны по личному пожеланию вождя он был награжден Сталинской премией. В Большом театре "Пламя Парижа" целиком шло до начала 1960-х.

    В новой версии спектакля, поставленного Алексеем Ратманским, вместо необъятной историко-эпической фрески Вайнонена перед нами - компактная двухактная мелодрама, главные герои которой - две пары влюбленных.

    Прежде всего это предводители восстания марселец Филипп и крестьянка Жанна. Их ждет счастливая свадьба и знаменитый классический дуэт. Эту же пару Ратманский занял и в танце басков, где прежде солировали характерные танцовщики. Все три исполнительницы Жанны в разных составах - Мария Александрова, Наталья Осипова и Анастасия Меськова - с честью справляются с экспериментом - чередованием труднейших танцев на пуантах и плясок на каблуках в одном спектакле. При этом Александрова держится как полководец, охватывающий и обдумывающий всю картину происходящего. Осипова - как звезда, победительно блистающая техникой, но не сливающаяся с толпой, а существующая в ней на собственных условиях. А Меськова - как воплощение неукротимой и светлой эмоциональной стихии, воспламеняющей всех своей искренностью, темпераментом и вдохновением. Эту работу можно назвать новым открытием Большого. Казалось бы, кто же не знает Настю Меськову, прославившуюся ранней карьерой вундеркинда, но центральную роль, так удачно соответствующую и заразительной энергетике, и незаурядным физическим данным, она получила едва ли не впервые.

    Уникальных, повергающих публику в экстаз воздушных трюков и феерических вращений Ивана Васильева в роли Филиппа все ожидали, и артист сполна эти ожидания оправдал. А вот то, что лирический танцовщик Александр Волчков убедительно справится с героической партией Филиппа, тоже можно считать открытием.

    Второй паре влюбленных отведена решающая роль в новой фабуле и главных смысловых акцентах спектакля. Брат Жанны Жером, защищая сестру от домогательств Маркиза (в разных составах Владимир Непорожний и Юрий Клевцов), попадает в тюрьму. Ему помогает бежать дочь маркиза Аделина. Она присоединяется к восставшим, но во время казни аристократов пытается спасти отца и сама попадает на гильотину на глазах безуспешно рвущегося на ее защиту Жерома.

    Трепетную Аделину вдохновенно исполняют Нина Капцова, подчеркивающая драматизм образа, и Анастасия Горячева, создающая лирический характер. Денис Савин представляет Жерома трогательным непосредственным подростком, а в сцене казни точно и сильно играет потрясение героя, потерявшего возлюбленную.

    Художник по костюмам Елена Марковская, стремившаяся точно воспроизвести исторические детали эпохи, создала более сотни впечатляющих одеяний, которые отлично подошли бы фильму о событиях Великой французской революции. Эта красочная стихия оттенена черно-белыми декорациями Ильи Уткина и Евгения Монахова, выдержанными в духе строгих старинных гравюр.

    А эталоном аристократизма и стилистической точности сценических манер выступает Людмила Семеняка. Она появляется на сцене в роли королевы Марии-Антуанетты в партнерстве с Геннадием Яниным, суровым и элегантным королем Людовиком XVI.

    Поделиться